18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гетти меняет мир уже 30 лет

№37
Материал из газеты

От Тутанхамона до диснеевских мультфильмов: Институт реставрации Гетти в Лос-Анджелесе продолжает радикально обновлять реставрационные методики

Справка

Семь проектов по спасению всемирного культурного наследия

Гробница Тутанхамона

Начиная с 2009 года совместно с Высшим советом по делам древностей Египта GCI занимается изучением настенных росписей в гробнице фараона Тутанхамона в Долине Царей неподалеку от Луксора. Следующая фаза включает укрепление инфраструктуры погребального зала и работу со знаменитой живописью. Институт давно сотрудничает с Египтом; первым совместным полевым проектом стала оценка состояния и укрепление в 1986 году росписей возрастом 3,2 тыс. лет в гробнице Нефертари, супруги Рамсеса II.

Глиняная архитектура

По словам Сьюзен Макдоналд, возглавляющей полевые исследования в GCI, инициативы, связанные с глиняной архитектурой, входят в повестку института «практически с самого начала». Для того чтобы понять, как традиционная архитектура реагирует на землетрясения, ученые создали в Перу специальные модели. Команда изучает, насколько эффективно использование традиционных методик для сохранения этих построек, поскольку правительственные нормы, требующие добавления таких современных материалов, как цемент, судя по всему, приносят больше вреда, чем пользы.

Актуальный подход к зданиям ХХ века

Материалы, использованные при строительстве зданий ХХ века, ставят перед реставраторами уникальную задачу, поэтому в 2012 году GCI запустил долгосрочный проект по изучению этих построек. Исследования начались с возведенных в Лос-Анджелесе в 1940-х годах по проекту Чарльза и Рэй Имз здания и студии из стекла и стали и сооружения из бетона и тика, спроектированного Луисом Каном для Института биологических исследований имени Джонаса Солка в Калифорнии.

Изучение современных материалов

Программа исследований в области современного искусства посвящена изучению материалов, использованных в произведениях художников эпохи модернизма и современных мастеров. Среди входящих в нее проектов — изучение современных красок, находящейся в общественных пространствах скульптуры и пластика. Конференция, посвященная скульптуре в общественном пространстве, пройдет в Университете штата Калифорния в Лонг-Бич в октябре.

Пещеры Могао в Китае

Работа GCI по сохранению настенной живописи в пещерах Могао на северо-западе Китая длится уже четверть века. Роскошные росписи этого объекта всемирного наследия датируются IV–XIV веками. В 2016 году Музей Гетти планирует провести выставку, на которой будут представлены реконструкции трех пещерных буддистских храмов.

Проект «Мозаикон»

Запуская в 2008 году «Мозаикон», учебную программу, посвященную консервации, поддержанию сохранности и показу древних средиземноморских мозаик, GCI не мог предвидеть угрозу, которая ныне нависла над объектами культурного наследия на Ближнем Востоке. Выпускники «Мозаикона» вошли в число тех, к кому обратились четырьмя годами позже, когда дамасская мечеть Омейядов пострадала в ходе вооруженного конфликта в Сирии. Курсы успело посетить около 170 участников из 16 стран, в том числе из Ливии и Сирии; за это время был составлен план работ с 400 мозаиками в древнем городе Булла-Регия на северо-западе Туниса. Ожидается, что программа будет завершена в 2018 году.

Проект «Арки»

Проект «Арки», основанная на открытом программном обеспечении геопространственная система для описания и работы с таким недвижимым культурным наследием, как археологические памятники, родился из Mega, более старой базы данных древностей Ближнего Востока. Над этим проектом GCI работает совместно со Всемирным фондом памятников. Кроме того, с помощью этого ресурса участники ASOR Syrian Heritage Initiative, совместного с правительством США проекта Американских школ восточных исследований (ASOR), направленного на контроль за состоянием сирийского исторического наследия, наносят на карту объекты, расположенные в Сирии. 

Еще…

Для большинства людей Гетти ассоциируется с его обширным собранием древностей, средневековых и ренессансных рукописей, с изысканной коллекцией живописи, включающей в себя в основном работы старых мастеров, ряд которых замыкают такие ключевые произведения более позднего периода, как Ирисы (1889) Винсента Ван Гога, и с богатой подборкой декоративно-прикладного искусства. Произведения эпохи модернизма и современного искусства в этом списке отсутствуют. Поэтому может показаться странным, что базирующийся в Лос-Анджелесе Институт реставрации Гетти (GCI) делает громадные шаги в изучении материалов и техник, используемых современными художниками. По какой же причине GCI вкладывает внушительные средства в эту сферу? Потому что его исследования пойдут на пользу большому числу институций, и, что еще важнее, просто потому что он может себе это позволить.

Миссия института, отмечающего в этом году 30-летие, заключается в развитии практических методов сохранения произведений искусства, в том числе объектов, архитектуры и инсталляций. Будучи частной некоммерческой институцией, входящей в состав более крупной филантропической организации — Трастового фонда Дж. Пола Гетти, GCI не только получает средства из его обширных ресурсов, но и обладает свободой самостоятельно выбирать проекты, которые лучше всего отвечают его задачам.

«Мы выполняем работу, которую другие организации не делают, попросту не имея такой возможности», — говорит Тим Уэйлен, который руководил GCI на протяжении последних 17 лет в качестве его третьего (и наиболее долго занимавшего этот пост) директора. Он подчеркивает, что, хотя для GCI и важна забота о культурном наследии, деятельность его заключается не только в этом. Ведь GCI обращается прежде всего к таким проблемам, как исследование состава красок, которые использовали художники-модернисты, или учебная программа, посвященная обращению с многочисленными средиземноморскими мозаиками (проект Мозаикон).

«Мы не занимаемся поисками Священного Грааля. Как ни здорово было бы найти его, это принесет пользу лишь небольшой группе эстетов. Свои ресурсы мы выделяем на проекты, важные гораздо большему количеству людей», — объясняет Уэйлен. Годовой бюджет GCI составляет приблизительно $15 млн.

«GCI имеет возможность быть более подвижным и гибким, чем другие реставрационные организации, работающие на меценатов или вынужденные считаться с политической обстановкой, — говорит помощник программного директора института Жанна-Мари Теутонико. — Мы можем предсказать развитие новых направлений в области реставрации, выходя при этом за пределы привычных границ, и находить нестандартные решения при возникновении каких-то серьезных проблем».

Гибкость организации прошла проверку форс-мажором, когда учебную программу Мозаикон пришлось в срочном порядке переносить из охваченной войной Сирии в Италию. «Перед нами встала задача творчески подойти к поиску новых мест для работы, когда стало ясно, что мы не можем отправиться туда, куда было запланировано, — рассказывает Теутонико. — Сейчас важно не бросать своих коллег, а, напротив, обращаться к ним и помогать им так же, как и раньше». Несмотря на смену планов в последнюю минуту, многим из тех, кто рассчитывал принять участие в Мозаиконе, удалось приехать в Италию благодаря выданным странами-партнерами визам. «На мой взгляд, это и есть пример замечательного сотрудничества. Проделана действительно большая работа для того, чтобы люди из раздираемых вой­ной стран смогли попасть на наши семинары», — говорит Теутонико.

Зачастую успех проекта зависит от прочных связей с партнерами. «Как правило, мы запускаем исследовательские проекты, потому что у нас есть деньги на создание научной основы, но работать в изоляции не способны даже мы», — поясняет Уэйлен. По словам Теутонико, тесное сотрудничество с дружественными структурами «помогает расширить исследовательский охват и максимально увеличить наше культурное влияние». Институт работает с музеями, организациями, занимающимися исследованием и пропагандой культурного наследия, а также с бизнес-корпорациями. Например, с Disney Enterprises, где GCI провел анализ материалов, используемых при съемках мультфильмов. Также Гетти сотрудничает с правительствами разных стран, в том числе Китая, где GCI уже давно работает в пещерах Могао, и Египта: работы здесь ведутся в основном с росписями гробниц Нефертари и Тутанхамона.

С 1985 года в деятельности института многое изменилось. Раньше GCI располагался в небольшом доме в Марина-дель-Рей, теперь он переехал в возвышающееся над Лос-Анджелесом здание, построенное по проекту Ричарда Мейера. Глава научного отдела института Том Лернер говорит, что GCI приобрел известность и авторитет не только в мире искусства. Как и Жанна-Мари Теутонико, он полагает, что GCI — частная некоммерческая организация, способная осуществлять разнообразные проекты, в которых нуждается сфера реставрации и которые не могут реализовать менее состоятельные структуры. «Взглянув со стороны, мы видим, что сегодня действительно требуется реставрации и консервации. Зачастую это какие-то нестандартные ситуации, требующие неформатных решений, — объясняет Лернер. — GCI переживает сейчас весьма интересный период. Следите за нами!»

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+