18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Малый и средний музейный бизнес

№37
Материал из газеты

Все привыкли к тому, что победителями «Интермузея» становятся крупные государственные организации: Елабужский государственный музей-заповедник (2012), Пермский краеведческий музей (2013), Государственный исторический музей (2014)… В этом году впервые в истории фестиваля гран-при получил частный музейный комплекс «Вятское»

Справка

100 музейных услуг

Прошли те времена, когда музеи представляли собой неприступную крепость, к которой можно было подступиться только с целомудренной целью изучения экспозиции. Теперь в музее можно сделать массу полезных вещей: сыграть свадьбу, отметить день рождения, заняться йогой, научиться танцевать и даже освоить азы чайной церемонии. Да и саму экспозицию вовсе не обязательно изучать под присмотром строгого экскурсовода — куда интереснее интерактивные экскурсии. Посетитель даже может перевоплотиться в любимого персонажа — точь-в-точь обернуться витязем на распутье или боярской невестой — и, конечно, сделать фото на память.

Инсценировки и представления

В Музее М.А.Булгакова все по-взрослому: на ночном представлении Триночие среди оживших персонажей зритель останется один на один с булгаковскими персонажами. На сайте честно предупреждают, что от поведения зрителя зависит его безопасность и «ни один экскурсовод не может ручаться за то, что происходит в музее». За два часа шабаша просят 1 тыс. руб. Остается пожалеть, что ночных экскурсий нет в музее Гоголя. Какая программа по мотивам Вия могла бы получиться!

Строгие и занудные экскурсоводы остались пережитком прошлого, теперь в их роли выступают яркие харизматичные персонажи. Баба-яга и Кот-баюн расскажут детям об экспозиции Исторического музея (6 тыс. руб.). Филиппок проведет урок в Государственном музее Л.Н.Толстого (6 тыс. руб.). Даже консервативная Третьяковская галерея недавно отличилась: экскурсию по выставке авангардиста Георгия Якулова проводил артист, загримированный под художника.

Арт-терапия

В музее теперь любой может найти занятия по душе, отвлекшись от рабочей суеты. В Московском музее современного искусства (ММОМА) предлагают арт-терапию (800 руб. занятие) — чрезвычайно полезный практический ресурс. По мотивам Йозефа Бойса предлагается создать «что-то настоящее» и посмотреть, «как оно живет». «Оно» будет создано из воска, шерсти и биологических субстратов. «Хочется бунтовать? Страшно бунтовать?» — спрашивают на сайте. Через изучение дадаизма вам совершенно официально разрешат бунт. В идеальном государстве всех недовольных свозили бы прямиком на арт-терапию в ММОМА. Через работы Рене Магритта обещают научить определять собственные желания. А вот искусство Пита Мондриана не хуже клининговой компании «поможет справиться с хаосом».

Театрализованная экскурсия

Еще одна востребованная услуга — театрализованная экскурсия. В Серпуховском историко-художественном музее экскурсантов встретит хозяйка особняка, построенного в начале ХХ века Романом Клейном, купчиха первой гильдии, фабрикантша и коллекционер Анна Васильевна Мараева. О портретной живописи XVIII–XIX веков расскажет вельможа екатерининской эпохи. Русский богатырь покажет картину Виктора Васнецова Витязь на распутье. Рядом с картиной Константина Маковского Под венец разыграют интермедию про боярскую свадьбу: картину озвучат специально для вас вместе с рассказом о свадебных традициях средневековой Руси. В зале передвижников цыганка, сошедшая с полотна Николая Ярошенко, погадает на судьбу. Сами посетители могут стать участниками театрализации и «оживить картины», переодевшись в любимых персонажей. На сайте висит заманчивое предложение о возможных изменениях в сценарии.

Детские праздники

Музей повернулся лицом к детям — многие учреждения предлагают услугу «детский день рождения». Продвинутые любители прекрасного могут поздравить ребенка в ММОМА, где имениннику и его друзьям проведут экскурсию по миру современного искусства в игровой форме, предложат праздничный обед, фотографа и подарки. Зоологический музей МГУ предлагает в день рождения чаепитие с Мухой-цокотухой. Космический день рождения можно отметить на Луне: в Музее космонавтики для детей организуют специальные рейсы (13,5 тыс. руб.); там же можно провести день рождения на орбитальной станции «Мир» вместе с экскурсией.

Йога и чайные церемонии

В Музее искусств народов Востока предлагают овладеть премудростями чайной церемонии. Здесь можно научиться проведению классической церемонии (400 руб.), императорской (800 руб.), нефритовой (1,8 тыс. руб.), даосской с дегустацией чудодейственной пуэрной чайной пасты (1,5 тыс. руб.) и, наконец, попасть на пятичасовую чайную церемонию с дегустацией всех видов чая, где расскажут всю историю чайной культуры (3 тыс. руб.). Кроме того, здесь обучают игре на восточных инструментах, составлению икебаны и танцу живота. В Парке искусств «Музеон», кроме танцев и йоги, обещают научить «творить, как Моне» — а что может быть более важным для любителя искусства, чем полное слияние с кумиром? Впрочем, музею пора пойти в ногу со временем и, например, ввести курс Лаять, как Олег Кулик. Лиха беда начало!

Свадьбы

Самая дорогая и распространенная услуга — проведение свадебных торжеств. Сочетаться браком в музее кажется хорошим тоном даже для высокопоставленных чиновников: в середине 2000-х гремела свадьба тогда еще министра экономразвития Германа Грефа, чиновник арендовал для церемонии регистрации брака Большой дворец Государственного музея-заповедника «Петергоф», где служил на заре карьеры юрисконсультом. Свадьбу в Эрмитаже, к сожалению (или к счастью), провести не позволят, но молодоженам предлагается ВИП-тур по экспозиции. Пышное торжество можно провести и в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Церемония бракосочетания в Екатерининском зале Большого дворца обойдется в 100 тыс., в Голубой гостиной — 40 тыс., в Музыкальной — 25 тыс. руб. А свадебная фотосессия стоит и того меньше — 11 тыс. руб.

«Большой билет» с пакетом услуг

Зарегистрировать брак в Коломенском значительно дешевле: «Пакет (услуг) максимальный», куда входят музыкальное сопровождение и культурно-экскурсионная программа, стоит 36,8 тыс. руб. в Дворцовом павильоне 1825 года, хоромах царя или царицы. За дополнительную плату можно заказать фуршет или прогулку на экипажах.

Самые экономные и эксцентричные могут сыграть свадьбу в Подмосковье. Здесь и цены ниже, и градус экзотики больше. Всего за 10 тыс. руб. можно провести церемонию регистрации в формате «ожившие картины» в Серпуховском историко-художественном музее. Зарегистрировать брак можно в образе богатыря или русской девицы прямо в экспозиции Русское искусство XVII–ХХ веков. Безумно храбрые могут попробовать оживить картину Генриха Семирадского Праздник Вакха с обнаженными вакханками в леопарде — тематически наиболее подходящую к свадебному торжеству. Завершит торжество свадебная фотосессия.

Еще…

Музейному бизнесу в нашей стране не так уж много лет. Отправной точкой можно считать ноябрь 1993 года, когда актер-фокусник и коллекционер Джон Мостославский открыл в Ярославле музей «Музыка и время» — первый частный музей в постсоветской России.

Посетителя ждало там много необычного. Первая неожиданность — несоответствие названия и содержания, ибо музей «Музыка и время» знакомил не с историей музыки, а с коллекцией часов и музыкальных инструментов. Непривычны были и способы показа: экспозиция напоминает запасник или склад, где все можно трогать. Инструменты звучат, часы ходят. А экскурсия больше похожа на спектакль, совмещенный с демонстрацией устройства и возможностей экспонатов. Сотрудника, показывающего посетителям музей «Музыка и время», не совсем верно даже называть экскурсоводом. Это, скорее, театр одного актера.

И наконец, главное. Негосударственные музеи существовали и в СССР. Те из них, что были созданы общественными организациями и группами энтузиастов (так называемые народные музеи), по сегодняшнему законодательству считались бы частными. Но по сути своей они мало отличались от государственных, так как были «планово убыточными предприятиями». А Джон Мостославский первым увидел в музее источник получения прибыли. Пример оказался заразительным, и у Мостославского появились последователи и подражатели. В тираж пошла не только идея частного музея (я по-прежнему буду пользоваться этим обозначением, хотя в ряде случаев слово «музей» хочется взять в кавычки), но и многие использованные в «Музыке и времени» приемы: экспозиция-склад, экскурсия-шоу и другое.

Сегодня количество этих музеев не поддается исчислению (да никто их и не считает): музеи чайников, денег, водки, русской вазы, хитростей и смекалки, кукол, стекла, тюремного искусства… Больше всего их в Ярославской области, особенно в Угличе и Переславле-Залесском.

Характерная особенность этих новообразований — паразитирование на турпотоке, создаваемом большими музеями. Музей «Музыка и время» расположился на Волжской набережной между Ярославским художественным музеем и двумя церквями — отделами Ярославского государственного музея-заповедника. В Переславле большинство частных музеев сгруппировалось около «Ботика Петра», а один разместился прямо у входа в Горицкий монастырь (основной комплекс Переславль-Залесского государственного музея-заповедника).

По словам сотрудников крупных музеев, появление конкурентов не сказалось на посещаемости, но отрицательно повлияло на продажу сувениров.

Сложилась и типовая схема организации внутреннего пространства: большинство частных музеев имеет два помещения — экспозицию и магазин, причем визуальные отличия одного от другого зачастую невелики. Вообще для частных музеев описанного типа вопрос о соотношении собственно музея и магазина стоит довольно остро. Встречаются все варианты в диапазоне от «почти совсем музей» до «чистый магазин». В последнем случае речь идет только об использовании слова «музей» в названии (сеть шоколадных бутиков «Музей шоколада» в Петербурге и другие).

Важно отметить, что в какой-то момент бизнес осознал маркетинговую привлекательность слова «музей» и стал им широко пользоваться. Почему из всех названий культурных институций рынок избрал именно «музей» — вопрос сложный, а на сегодняшний день и праздный. Так или иначе, но это случилось. Поучительна в этом смысле история, произошедшая в Угличе. Там создатели очередного туристского аттракциона решили соригинальничать и назвали его «Библиотекой русской водки». Но законы рынка неумолимы. Пришлось переименовывать, и сейчас это культурное место носит фантастическое название «Музей „Библиотека русской водки“».

В итоге у музея Джона Мостославского появились не только дети, но и «племянники»: частные эксплораториумы, парамузеи и квазимузеи.

В русском языке нет эквивалента слову «эксплораториум». Приходится использовать труднопроизносимое словосочетание «центр популяризации естественнонаучных знаний». Возможно, по этой причине эксплораториумы у нас часто неправильно называют музеями (Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и другие).

Парамузей — понятие, принятое в западной музеологии. Им обозначают экспозиции, сделанные на основе всевозможных реконструкций, инсталляций, специально созданных экспонатов (как, например, музеи восковых фигур). При этом диапазон их «иллюзорности» достаточно велик. Экспозиция Музея сказки в Васильеве наполнена пластмассовыми драконами, лешими и домовыми, которых никому в голову не придет считать настоящими. А Музей пива в Чебоксарах предъявляет грамотно сделанные копии и реплики музейных предметов, которые неспециалисту сложно отличить от оригиналов.

Общей чертой эксплораториумов и парамузеев можно считать отсутствие собственно музейных предметов. Что же касается квазимузеев, то там подлинные вещи как раз есть (пусть не музейного, а антикварного уровня), но они призваны, скорее, создавать атмосферу для комфортного потребления предлагаемых товаров и услуг (магазин коломенской пастилы «Музей забытого вкуса», ресторан «Музей национальной кухни» в Чебоксарах).

Интересно, что Историко-культурный комплекс «Вятское» начинался не как музейный проект. Бизнесмен Олег Жаров решил восстановить погибающее село в 38 км от Ярославля, а средством получения доходов (которые пойдут на дальнейшее его восстановление) сделать ресторан и гостиницу. Но что приезжему делать в Вятском? Осмотреть снаружи два десятка зданий — не долго. Баня и бильярд не эксклюзивны. Было решено, что самый эффективный способ задержать туристов — направить их в музеи. И музеи начали расти беспрецедентными темпами: Музей села, которое хотело стать городом, Музей кухонной машинерии, Политехнический, Музей «вятского торгующего крестьянина» (дом крестьянина Горохова)… Сейчас их уже десяток. Причем лучшие из них куда более музейны, чем частные музеи Углича и Переславля. Кстати, музеи Вятского не имеют выраженной коммерческой составляющей: при них нет магазинов, да и билеты ощутимо дешевле (от 40 до 80 руб.). Но в этом году случилось неожиданное: музеи стали приносить больше дохода, чем ресторан и гостиница.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+