Музеи тратят десятки миллионов долларов на строительство сцен и площадок для перформансов. Преобразование трех нефтяных резервуаров в выставочные галереи для перформансов и инсталляций в 2012 году обошлось лондонской Тейт Модерн в £90 млн. В новом здании Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, на строительство которого ушло $422 млн, появился первый зал исключительно для перформансов. Нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) также посвятит значительную часть своего нового пространства этому виду искусства.
Однако скоро расходы возрастут еще больше: художники и активисты требуют повысить актерские гонорары.
Музеям, возможно, придется затянуть пояса, как только они поймут, «как дорого стоит запустить хорошую программу живых представлений», — говорит Филипп Битер, старший куратор перформансов в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе. «Я разговаривал с коллегами, которые удивляются, когда узнают, что людям вообще нужно платить за такую работу», — рассказывает он.
Профсоюзы требуют установить минимальную почасовую ставку для актеров и музыкантов, но трудовое законодательство в сфере изобразительного искусства развито слабо, поэтому тарифы сильно варьируются. В выступлении Майкла Кларка Who’s Zoo? на Биеннале Уитни в 2012 году наряду с добровольцами были задействованы профессиональные танцоры. В МоМА участникам перформанса Марины Абрамович на ее ретроспективе в 2010 году сначала предлагали по $50 за изнурительную двухчасовую смену, но после переговоров согласились выплатить по $95 плюс плату за «простой».
«Даже если вы не платите за объекты, доставку и установку, вы платите за труд исполнителей, — говорит Нэнси Спектор, заместитель директора Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, в котором с 2010 года прошло семь перформансов. — Я собираюсь пересмотреть ставки для актеров и танцовщиков, если мы будем и в дальнейшем показывать такие представления». Некоторые художники сами составляют себе райдеры. Бреннан Жерар и Райан Келли совместно с Музеем Гуггенхайма, а также со специалистом по социальной политике Хизер Макги разрабатывали трудовые стандарты для акции Timelining, которая проходила в рамках выставки Storylines до середины сентября этого года. Художники целый год составляли инструкцию, которая заняла 75 страниц, и намерены пользоваться ею при заключении сделок. Они отмечают, что минимальные ставки должны соотноситься с прожиточным минимумом в конкретном городе ($13,13 в час для Нью-Йорка). Участники работают не более трех часов, но им должны платить как за восьмичасовой рабочий день. «Мы считаем, что труд актеров неотделим от эстетической ценности произведения», — говорит Келли.
Активисты из организации Wage выступают за ставку $20 в час либо $100 в день, а то и больше — для организаций, годовые операционные расходы которых колеблются в пределах от $500 тыс. до $15 млн.
«Исполнители устанавливают минимум, за который они готовы работать, — говорит Абигейл Левин, участвовавшая в 2014 году в ретроспективе Лижии Кларк в МоМА. — Очередная горькая пилюля для музеев — но проглотить ее им придется».