18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

100-летие "Черного квадрата"

№37
Материал из газеты

К юбилею произведения, изменившего пути искусства ХХ века, Третьяковская галерея открыла выставку графики Казимира Малевича и его учеников, а мы вспоминаем современных художников, отдавших "Черному квадрату" дань в своем творчестве

Как бы назвать тех, кто творил и творит, будучи осененным «черным квадратным солнцем» (так некоторые слишком погруженные в творчество Казимира Малевича окрестили его картину Черный квадрат)?

Хорошо было Леонардо да Винчи: его учеников, подмастерьев и последователей называли просто «леонардесками». У Караваджо с наследием было тоже не слишком сложно: продолжателей его творчества от Италии и Испании до Франции и Нидерландов стали именовать «караваджистами». С Полем Сезанном также не возникало проблем: к примеру, у нас прижилось такое, с позволения сказать, этноопределение, как «русский сезаннизм», а позднее и более локальное — «московский сезаннизм».

Если же вернуться к самому Квадрату, то как назвать тех, кто так или иначе обращался к нему в разное время и с разными целями? «Супрематисты» — исторический термин, однако в применении он ограничен временными рамками. «Геометристы» — слишком расплывчатое определение, эдак можно половину XX века приписать к школе Малевича. Ну не «квадратистами» же, в самом деле, звать всех тех, кто присягнул Квадрату!

Можно просто посмотреть, как, кого и каким образом подвиг на творчество пресловутый Черный квадрат. Достаточно информированный въедливый зритель/читатель может ехидно спросить: а который Квадрат? И будет отчасти прав. Действительно, Квадратов, как канонических Евангелий, ровно четыре. Первый, 1915 года, — эталонный (79,5×79,5 см, сейчас в Государственной Третьяковской галерее), созданный Малевичем для Последней футуристической выставки «0,10» в Петрограде. Второй — изготовленный в 1923 году с учениками Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным (даже трудно себе представить, как это они вчетвером сумели совладать с такой формой, хотя понятно — размер-то был 106×106 см). Третий был написан в 1929 году для выставки в Третьяковке по просьбе известного искусствоведа Алексея Федорова-Давыдова. (На кафедре истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова до сих пор живет байка. Федоров-Давыдов говорит: «Послушай, Казимир, твой Квадрат совсем кракелюрами пошел, вот-вот осыплется. Напиши-ка ты, брат, новый». Малевич жутко обиделся, но новый Квадрат все же написал.) Четвертый, созданный в 1932 году (кстати, самый маленький — 53,5×53,5 см), оказался у дальних родственников Малевича, неких волжан, потом он был куплен Инкомбанком, а после его банкротства приобретен в 2002 году Владимиром Потаниным для последующей передачи в Эрмитаж.

Но дело даже не в том, какой именно Квадрат, поскольку Черный квадрат — концепт. В известном смысле это сакральный образ, икона (напомним, что так он и экспонировался на выставке в 1915 году, будучи помещенным в «красном углу» комнаты). Икона же может существовать в разных списках, то есть в копиях.

Идея квадрата была очень распространена в период между двумя мировыми войнами. Одна из главных международных выставочных группировок абстракционистов так и называлась «Круг и квадрат» (Cercle et Carré), обложку знаменитого в те же времена (1920–1930 годы) авангардистского французского журнала Cahiers d’Art («Дневники искусства») под редакцией не менее знаменитого издателя Кристиана Зервоса также украшал квадрат. Получалось, что без квадрата было никак не обойтись. Видимо, прав был Малевич, когда спустя некоторое время после своей выставки 1915 года сказал: «Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ручки и ножки, и он бегает по белому свету». Точно ли так он выразился — кто знает? Впрочем, как говорят итальянцы, «если это не правда, то хорошо придумано».

Итак, Квадрат забегал. В 1950-е годы о нем вспомнили западные немцы (что понятно: в конце 1920-х Малевич выезжал с лекциями и выставкой в Германию) из группы Zero. Плюс к ним еще и голландцы, и швейцарцы, и американцы (тот же выпускник Баухауса, а позднее профессор кафедры дизайна Йельского университета Джозеф Альберс). А вот с наступлением эпохи постмодернизма к Квадрату стали относиться без какого-либо почтения. Ироничные реверансы в его сторону делали и Аллан Макколлум, и Брацо Димитриевич, и многие другие совсем уже мелкие постмодернисты.

На родине же Квадрата о нем толком узнали позднее, в 1960-е годы. Во многом благодаря собирателю русского авангарда Георгию Костаки да еще рассказам состарившихся выучеников Гинхука и случайно попавшим в руки зарубежным художественным журналам и монографиям. Завязать диалог с Малевичем пытались художники-нонконформисты: кинетисты Лев Нусберг и Франциско Инфанте, единственный у нас минималист Александр Юликов. В виртуальную (пожалуй, даже «потустороннюю») переписку с отцом супрематизма вступил абстракционист Эдуард Штейнберг. После знаменательной выставки Москва — Париж 1981 года, на которой в ГМИИ были представлены сливки нашего авангарда, в том числе сам Черный квадрат, ссылаться на opus magnum супрематизма стало вполне дозволительным. С тех пор и до перестройки, а от перестройки до лихих 1990-х, а от них до наших дней, кажется, не было ни одного местного художника, который бы не обнимался с самым эмблематичным творением русского авангарда или фамильярно не пихал бы его локтем.

Сколько было и есть этих коленопреклоненных обожателей Квадрата, а также его пересмешников, не поддается подсчету. Достаточно сказать, что на выставку Приключения «Черного квадрата», прошедшую в 2007 году в Государственном Русском музее, свои работы предоставили более 100 художников. Нельзя объять необъятное, но мы попробовали хотя бы пунктирно очертить круг тех художников комментаторов и пастишистов, которые в той или иной мере отдали свои мысли и чувства Черному квадрату.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+