18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

100-летие "Черного квадрата"

№37
Материал из газеты

К юбилею произведения, изменившего пути искусства ХХ века, Третьяковская галерея открыла выставку графики Казимира Малевича и его учеников, а мы вспоминаем современных художников, отдавших "Черному квадрату" дань в своем творчестве

Как бы назвать тех, кто творил и творит, будучи осененным «черным квадратным солнцем» (так некоторые слишком погруженные в творчество Казимира Малевича окрестили его картину Черный квадрат)?

Хорошо было Леонардо да Винчи: его учеников, подмастерьев и последователей называли просто «леонардесками». У Караваджо с наследием было тоже не слишком сложно: продолжателей его творчества от Италии и Испании до Франции и Нидерландов стали именовать «караваджистами». С Полем Сезанном также не возникало проблем: к примеру, у нас прижилось такое, с позволения сказать, этноопределение, как «русский сезаннизм», а позднее и более локальное — «московский сезаннизм».

Если же вернуться к самому Квадрату, то как назвать тех, кто так или иначе обращался к нему в разное время и с разными целями? «Супрематисты» — исторический термин, однако в применении он ограничен временными рамками. «Геометристы» — слишком расплывчатое определение, эдак можно половину XX века приписать к школе Малевича. Ну не «квадратистами» же, в самом деле, звать всех тех, кто присягнул Квадрату!

Можно просто посмотреть, как, кого и каким образом подвиг на творчество пресловутый Черный квадрат. Достаточно информированный въедливый зритель/читатель может ехидно спросить: а который Квадрат? И будет отчасти прав. Действительно, Квадратов, как канонических Евангелий, ровно четыре. Первый, 1915 года, — эталонный (79,5×79,5 см, сейчас в Государственной Третьяковской галерее), созданный Малевичем для Последней футуристической выставки «0,10» в Петрограде. Второй — изготовленный в 1923 году с учениками Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным (даже трудно себе представить, как это они вчетвером сумели совладать с такой формой, хотя понятно — размер-то был 106×106 см). Третий был написан в 1929 году для выставки в Третьяковке по просьбе известного искусствоведа Алексея Федорова-Давыдова. (На кафедре истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова до сих пор живет байка. Федоров-Давыдов говорит: «Послушай, Казимир, твой Квадрат совсем кракелюрами пошел, вот-вот осыплется. Напиши-ка ты, брат, новый». Малевич жутко обиделся, но новый Квадрат все же написал.) Четвертый, созданный в 1932 году (кстати, самый маленький — 53,5×53,5 см), оказался у дальних родственников Малевича, неких волжан, потом он был куплен Инкомбанком, а после его банкротства приобретен в 2002 году Владимиром Потаниным для последующей передачи в Эрмитаж.

Но дело даже не в том, какой именно Квадрат, поскольку Черный квадрат — концепт. В известном смысле это сакральный образ, икона (напомним, что так он и экспонировался на выставке в 1915 году, будучи помещенным в «красном углу» комнаты). Икона же может существовать в разных списках, то есть в копиях.

Идея квадрата была очень распространена в период между двумя мировыми войнами. Одна из главных международных выставочных группировок абстракционистов так и называлась «Круг и квадрат» (Cercle et Carré), обложку знаменитого в те же времена (1920–1930 годы) авангардистского французского журнала Cahiers d’Art («Дневники искусства») под редакцией не менее знаменитого издателя Кристиана Зервоса также украшал квадрат. Получалось, что без квадрата было никак не обойтись. Видимо, прав был Малевич, когда спустя некоторое время после своей выставки 1915 года сказал: «Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ручки и ножки, и он бегает по белому свету». Точно ли так он выразился — кто знает? Впрочем, как говорят итальянцы, «если это не правда, то хорошо придумано».

Итак, Квадрат забегал. В 1950-е годы о нем вспомнили западные немцы (что понятно: в конце 1920-х Малевич выезжал с лекциями и выставкой в Германию) из группы Zero. Плюс к ним еще и голландцы, и швейцарцы, и американцы (тот же выпускник Баухауса, а позднее профессор кафедры дизайна Йельского университета Джозеф Альберс). А вот с наступлением эпохи постмодернизма к Квадрату стали относиться без какого-либо почтения. Ироничные реверансы в его сторону делали и Аллан Макколлум, и Брацо Димитриевич, и многие другие совсем уже мелкие постмодернисты.

На родине же Квадрата о нем толком узнали позднее, в 1960-е годы. Во многом благодаря собирателю русского авангарда Георгию Костаки да еще рассказам состарившихся выучеников Гинхука и случайно попавшим в руки зарубежным художественным журналам и монографиям. Завязать диалог с Малевичем пытались художники-нонконформисты: кинетисты Лев Нусберг и Франциско Инфанте, единственный у нас минималист Александр Юликов. В виртуальную (пожалуй, даже «потустороннюю») переписку с отцом супрематизма вступил абстракционист Эдуард Штейнберг. После знаменательной выставки Москва — Париж 1981 года, на которой в ГМИИ были представлены сливки нашего авангарда, в том числе сам Черный квадрат, ссылаться на opus magnum супрематизма стало вполне дозволительным. С тех пор и до перестройки, а от перестройки до лихих 1990-х, а от них до наших дней, кажется, не было ни одного местного художника, который бы не обнимался с самым эмблематичным творением русского авангарда или фамильярно не пихал бы его локтем.

Сколько было и есть этих коленопреклоненных обожателей Квадрата, а также его пересмешников, не поддается подсчету. Достаточно сказать, что на выставку Приключения «Черного квадрата», прошедшую в 2007 году в Государственном Русском музее, свои работы предоставили более 100 художников. Нельзя объять необъятное, но мы попробовали хотя бы пунктирно очертить круг тех художников комментаторов и пастишистов, которые в той или иной мере отдали свои мысли и чувства Черному квадрату.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+