18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Комната Липшица

Несколько лет назад мы придумали проект комнат современных художников в Главном штабе. Идея лежала на поверхности: в Эрмитаже исторически есть постоянные «залы художников» — Юбера Робера, Каспара Давида Фридриха, Анри Матисса, Пабло Пикассо… Когда решили, что весь «третий этаж» переезжает в Главный штаб, показалось, что тему залов следует продолжить на современном материале. Мы придумали сделать небольшие, около 100 кв. м, комнаты интернационально значимых мастеров, опиравшихся в своем творчестве на русский авангард, колыбель которого — Петербург.

Один почти готовый зал уже был — кабаковский. В 2004 году, когда Илья Кабаков вернулся в Россию, его первая выставка состоялась в пространствах еще мало обжитого Восточного крыла Главного штаба. Тогда, в добавок к привезенным из Америки работам, две инсталляции он построил на месте: Шкаф и Туалет, — и они остались в коллекции. Десять лет спустя мы перенесли их на новое место. Для этого потребовалась супердетальная фиксация тотальной инсталляции. С этим помог отдел археологии Эрмитажа, привыкший с точностью до миллиметра описывать и фиксировать устройство материальной реальности.

Первой специально задуманной и торжественно открытой стала комната Пригова. В ней под наблюдением приговского фонда мы построили Инсталляцию с именами художников. А на оставленной пустой стене стали демонстрировать рисунки Дмитрия Пригова, переданные в музей в 2011 году. К открытию комнаты приурочили фестиваль с постановкой оперы Два акта. Во время Manifesta на этой стене висел Черный квадрат Казимира Малевича. Куратор Каспер Кёниг решил, что ничто лучше не впишется в черно-белую гамму приговского зала ни по пластике, ни по смыслу.

Главным событием августа 2015 года стало открытие новой комнаты — Жака Липшица (1891–1973). Первая в анфиладе комнат, по логике экспозиции она стала переходным звеном, маркирующим движение от дореволюционных работ Матисса и Пикассо к залам современности. Липшиц входит в обе исторические эпохи XX века, до- и послевоенную. Эмигрировав из фашистской Европы зрелым художником, он стал частью американской арт-сцены.

Работы Липшица мы получили в дар от фонда художника при поддержке «Американских друзей Эрмитажа». Удалось получить в коллекцию не поздние отливки, во множестве расставленные по городам мира, а уникальные гипсовые оригиналы, созданные руками самого скульптора. По ним в эрмитажной комнате можно проследить эволюцию творчества Липшица: от ключевой для 1930-х Битвы Иакова с ангелом, говорящей на рубленом пластическом языке предвоенной Европы, до гигантского бюста Джона Кеннеди середины 1960-х, возвышающегося римским колоссом. Отдельное место занимают рисунки: эскизы к Радости Орфея (1936), Спасение (1947), Похищение Европы (ок. 1969–1972). Они позволяют следить за развитием пластической мысли великого скульптора.

Формат комнаты художника старообразен: что может быть примитивнее и несовременнее? Проект «мир художника» угас вместе с модернизмом. Сегодняшнему зрителю подавай сложный кураторский концепт и новое видение старых мастеров. Вместе с тем этот формат наиболее удобен для прямого и простого контакта с искусством. В постоянной экспозиции куратор должен быть незаметен. Плохо, если зритель не может о нем забыть… Постоянные комнаты современного искусства должны создавать художественную среду определенного тембра, свойственного материалу, а не его интерпретации. Только тогда окажется возможным увидеть в нем нерушимую связь искусства XX века с русским авангардом.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+