Делегация экспертов в сфере искусства и авторского права, а также представители правительств восьми стран совместно с уполномоченными от Европейского Союза призвали к международному пересмотру прав роялти для художников (в настоящей статье подразумевается вознаграждение по праву следования. — TANR). Это произошло после конференции, проведенной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) в Женеве.
Иран, Китай, Кения, Судан и Танзания (ни в одной из этих стран на данный момент нет соответствующего законодательства) проголосовали за принятие закона о роялти. Бразилия, Кот-д’Ивуар, Сенегал и ЕС, где законопроект уже прошел, поддержали всемирное решение проблемы. WIPO будет обсуждать этот вопрос в декабре.
Сегодня права роялти, которые в том или ином виде применяются к продажам на вторичном рынке произведений живых либо умерших в течение последних 70 лет художников, существуют в 81 стране. Связанные с этими правами законопроекты либо ожидают решения, либо дискутируются в США, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии и Аргентине.
Основным аргументом в пользу всемирного соглашения является то, что это выровняет возможности, особенно в Китае и США, двух самых крупных арт-рынков мира. Живущий и работающий в Лондоне художник Гордон Ченг объясняет: «Очень большое число продаж осуществляется в странах, не признающих этого права, например в США или Китае. Это несправедливо и наносит урон живущим там художникам, а также художникам, произведения которых там продаются».
Право следования регулируется Бернской конвенцией. Однако его исполнение не является обязательным. По мнению профессора Сэма Рикетсона, представившего на конференции WIPO подготовительное исследование к международному соглашению, одним из решений может быть придание этому праву статуса обязательного. Среди других предложений — принятие соглашения, в котором учитывались бы и приводились к согласию различные национальные законы.
В то же время, согласно отчету, опубликованному Британской федерацией арт-рынка (BAMF), роялти стало одним из факторов, способствовавших 3%-ному снижению доли Великобритании на мировом арт-рынке в 2013 году. Председатель BAMF Энтони Браун, впрочем, считает, что введение роялти имеет минимальное влияние: «В прошлом году выплаты получили всего лишь 2,6% всех художников вообще и 1% британских художников, чьи работы были проданы на аукционах Великобритании. Причем львиная доля поступает „богатым“ художникам, у которых уже есть развитые рынки перепродаж».
Критики отчета BAMF говорят, что его данные вводят в заблуждение, поскольку учитывают лишь аукционные продажи.
Представительница DACS, утверждает, что более половины авторов и наследников-правообладателей, которым заплатили в 2014 году, получили менее £500. Значит, схема «выгодна не только художникам, произведения которых продаются за большие деньги».
Многие художники согласны с этим. Эрве ди Роза, художник и вице-президент парижской Société des Auteurs dans les Arts Graphiques et Plastiques, говорит, что роялти дают альтернативный доход, когда государственное финансирование искусства постоянно сокращается. «Через десять лет во Франции, да и во всем мире, уже не будет министерства культуры. Нам нужно найти новый источник дохода для художников», — считает он.
Работы остается еще очень много, но роялти тем не менее получает распространение. В 2013 году более чем 1,4 тыс. художников и правообладателей по этому закону получили в общей сложности £8,4 млн, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году.
Но для некоторых роялти означает не более чем очередное законоположение, препятствующее свободной торговле. «Как только художник продает что-то, оно продано, — говорит лондонский дилер и куратор Кенни Шахтер. — Потом он возвращается в студию и делает еще. Это старинный тип обмена, существовавший тысячелетиями, и его надо оставить без изменений в том виде, в котором он есть сейчас и был всегда».