Этот год для Красноярской музейной биеннале юбилейный. Первый раз она прошла в 1995 году как форум музейщиков с темой «Прошлое и будущее музеев», и тогда же, в ходе дискуссий экспертов, художников и кураторов сформировалась концепция биеннале — показывать актуальное искусство под эгидой Красноярского музейного центра, собравшего за последние годы внушительную коллекцию работ современных авторов.
Формат биеннале вполне традиционный: основная экспозиция, параллельные выставки, события, программы и мастер-классы. Тема этого года, объединившая более 30 проектов, названа пастернаковскими словами «любовь пространства»: организаторы биеннале дали художникам возможность поупражняться во взаимодействии в разных форматах и формах с городским пространством. Известный екатеринбургский стрит-артист Тима Радя сделал огромную надпись «Ты лучше космоса» вдоль всей набережной города (ее можно увидеть целиком только с высоты птичьего полета), японец Татуро Атца накрыл выселенный деревянный дом в центре Красноярска футуристической пластиковой конструкцией со встроенным освещением (Любовь к родному пепелищу). Американка Рэйчел Оуэнс установила на набережной Енисея монументальную позолоченную трибуну с динамиками, через которые публика в Красноярске может общаться с жителями Нью-Йорка, где стоит аналогичная конструкция. Проект называется Почти антиподы. Если к этому прибавить еще и эффектное открытие биеннале — шествие по городу в направлении к музею одетого в синежелтые плащи хора, исполняющего под духовой оркестр кантату Александра Маноцкова Приглашение меня подумать на слова Александра Введенского, то можно сказать, что интервенция в городскую среду более чем состоялась.
Не менее эффектной, визуально и по смыслу, получилась и основная экспозиция под названием Генераторы любви, собравшая в одном пространстве художников из Амстердама, Киева, Красноярска, Минска, Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Питера, Роттердама и других городов. Здесь и инсталляция Унгут поляка Роберта Кушмировского на тему его путешествия в глушь Красноярского края, куда в войну сослали его семью, и проект Транссиб Витаса Стасюнаса и Марии Чуйковой о путешествии в транссибирском экспрессе с мелькающими за окном веревочными проводами и вагоном-рестораном, где Чуйкова, славящаяся своими гастрономическими перформансами, кормит всех желающих солянкой.
Тему пространства, но уже «интерьерного» продолжают живописные работы красноярского художника Виктора Сачивко и Коммунальная квартира москвича Константина Батынкова. Не забыли и про фотографию с кино. Это, например, серия Tabula rasa белорусского художника Сергея Ждановича, работающего, по его словам, с «метафизикой пространства», фильм голландца Бена Ван Лисхаута Инвентаризация Родины, снятый по мотивам работ первого российского мастера цветной фотографии Проскудина-Горского, 3D-фильм знаменитого голливудского режиссера Вима Вендерса Если бы здания могли говорить.