18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рантье от своего искусства

№37
Материал из газеты

УПРАВИС начало бороться за права художников и организует круглый стол на XXXIX Российском антикварном салоне

Сотни художников прошлого умерли в нищете, пока их картины перепродавались дилерами с изрядной прибылью. Живые художники, особенно российские, не в лучшей ситуации: их работы не то чтобы все время перепродаются, да еще с прибылью, но все же некоторый оборот на вторичном рынке современного искусства наблюдается. Произведения меняют владельцев, а автор не получает никакого вознаграждения. Конечно, непросто заставить продавцов расстаться с частью прибыли. Однако теперь у российских художников появился шанс сделаться рантье от собственного искусства.

Право следования, позволяющее художнику или его наследникам получать процентное отчисление от цены каждой перепродажи, зафиксировано в российском законодательстве давно, но в практическую фазу этот закон вступил только в 2008 году, когда были утверждены правила и размеры выплаты и при Росохранкультуре аккредитована специальная организация, которая должна такие выплаты собирать и распределять, — УПРАВИС (некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства).

Старт был не самым благоприятным: в течение года УПРАВИС пыталось вести с продавцами искусства переговоры для заключения с ними договоров, в чем успеха не достигло. В 2010 году Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк», организатору Российского антикварного салона, жесткое предупреждение, которое касалось — учитывая, что право следования работает на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти, — всех арт-дилеров, занимающихся искусством XX века и которым надлежало подписать соглашения с УПРАВИС. В 2011 году Росохранкультура была упразднена (ее функции переданы Министерству культуры РФ), и наступило долгое затишье.

В декабре 2013 года парт­нерство УПРАВИС получило повторную аккредитацию сроком на десять лет и вот теперь приступило к активной деятельности. Состав людей, работающих в этой организации, полностью сменился, и ситуация становится более прозрачной. К тому же УПРАВИС вступило в ассоциацию CISAC, объединяющую организации по защите авторских прав по всему миру, и заключило партнерские соглашения с десятком аналогичных национальных организаций. Так что теперь может представлять права российских художников за рубежом и заодно обмениваться с западными коллегами опытом.

Тамошний размах, конечно, впечатляет. Например, как рассказал глава шведского общества по коллективному управлению правами в сфере искусства BUS Матс Линдберг, в прошлом году они собрали 15 млн крон (притом что население Швеции всего 10 млн), которые были распределены между примерно 2 тыс. авторов. Интересно, что, если получатели денег не найдены, средства перераспределяются на разные культурные нужды. Около 15% сборов шведская организация оставляет себе, на административные рас­ходы.

Доходов у УПРАВИС пока нет никаких, потому и о расходах речь не идет. Мнения участников рынка по поводу деятельности организации расходятся, но как минимум равнодушным не остается никто.

«Мы не сторонники репрессий. Но в суд подать можем»

Эрик Вальдес-Мартинес
Глава международного отдела УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, Россия)

Когда общество впервые испытало потребность во введении права следования?

В 1860 году художник барбизонской школы Жан-Франсуа Милле продал свою работу Ангел Господень за 1 тыс. франков. Картина часто меняла владельцев, и через 30 лет ее цена выросла до 750 тыс. франков — в то время как наследники художника жили в чрезвычайной бедности. Эта история легла в основу идеи закрепления права следования (права перепродажи) на законодательном уровне. В 1920 году право следования было законодательно закреплено во Франции, в 1948 году подтверждено международной Бернской конвенцией.

За счет чего финансируется УПРАВИС?

Как ни странно, с нами работает много волонтеров из смежных областей авторского права, которые помогают нам раскрутиться. Пока о каком-то специальном финансировании речи не идет.

Сколько договоров заключено?

В настоящее время у УПРАВИС заключено около 100 договоров с художниками или их наследниками (например, с потомками Зинаиды Серебряковой). И гораздо меньше с продавцами, которые должны отчислять деньги от перепродаж произведений. Среди последних, например, галерея «Триумф» или аукционный дом «Кремлевский». В целом же продавцы искусства продолжают придерживаться принципа «может, рассосется».

А сами художники как воспринимают возможность заключения договора? Радуются?

Не всегда. Многие опасаются, что, если они заключат договор с нами, галереи не захотят с ними работать, побоятся дополнительных расходов. Поэтому ближайшая задача — информационная, мы запланировали множество мероприятий, цель которых — объяснить, зачем создана наша организация и как она работает.

Какими резервами располагает УПРАВИС для интенсификации процесса?

Мы не сторонники репрессий и стараемся все решать в ходе переговоров. И первые плоды такой политики — то, что продавцы искусства готовы говорить с нами и предоставили нам площадку на Российском антикварном салоне. Но, если рассуждать теоретически, судебные процессы возможны, и художники (или их наследники), заключившие с нами договор, могут проситьнас представлять их в суде.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+