Выставка Под знаком Малевича (23 октября — 14 февраля) демонстрирует работы Казимира Малевича и художников его круга и ставит акцент на графике из фондов Третьяковской галереи. Рисунки и печатная графика Малевича репродуцируются значительно реже, нежели прославившая его живопись. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Многим произведениям малоизвестных учеников и последователей Малевича не находится места в изданиях; но даже опубликованные или выставленные, они нередко оказываются вне контекста — малевичевского влияния и соседства друг с другом, тем самым утрачивая эффект стилевого единства как свидетельства принадлежности к единой школе. Это значит, что выставка предоставляет возможность оценить Малевича в кругу его учеников.
Татьяна Горячева
Искусствовед, специалист по русскому авангарду, куратор выставки
В первую очередь это работы мастеров, которые вошли в художественное общество «Супремус», организованное Малевичем в 1916 году: Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму.
Однако возможность основать настоящую «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и учредив группу «Уновис», существовавшую в 1919−1922 годах. Среди них — Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства; Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и самые талантливые его последователи; Вера Ермолаева, поставившая в 1920 году спектакль Победа над Солнцем; Нина Коган, преданная и влюбленная в Малевича ученица, автор уникальной витебской постановки Супрематический балет.
В выставку не вошла графика учеников и соратников Малевича, лежащая за пределами периода тесного сотрудничества с ним и его прямого влияния. Это касается прежде всего Лисицкого: большое количество его рисунков и литографий, хранящихся в Третьяковской галерее, создано либо до знакомства с Малевичем, либо относится ко времени уже практически независимого от него творчества. Поэтому в альбоме воспроизведены только те его листы, которые непосредственно связаны с полученным от Малевича импульсом супрематизма.
Учеников, присоединившихся к малевичевскому кругу в Петрограде в период работы художника в Гинхуке, представляет только Константин Рождественский.
В 1921 году витебский ученик Малевича Юдин записал в дневнике: «Очень важно, чем окружаешь себя, и показательно, так как это тоже есть твое выявление и так как проявление зависит от движения внутреннего, так и проявление влияет на последнее. Заставить члена Уновиса жить в Третьяковской галерее». Тогда для 18-летнего художника это был лишь мысленный эксперимент, творческая задача — включить супрематизм в общую картину истории искусства, добиться такого уровня своих работ, чтобы окружение эталонных музейных образцов зрительно не отторгало авангардную систему. Мечта Юдина осуществилась. Ныне работы учеников Малевича по праву занимают заслуженное место в коллекции и экспозиции Третьяковской галереи.