18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из фондов Третьяковской галереи

№37
Материал из газеты

Выставка в серии «ГТГ открывает свои запасники» уникальна по многим причинам:графика Казимира Малевича известна меньше живописи и показывают ее реже, особенно в окружении работ учеников

Выставка Под знаком Малевича (23 октября — 14 февраля) демонстрирует работы Казимира Малевича и художников его круга и ставит акцент на графике из фондов Третьяковской галереи. Рисунки и печатная графика Малевича репродуцируются значительно реже, нежели прославившая его живопись. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Многим произведениям малоизвестных учеников и последователей Малевича не находится места в изданиях; но даже опубликованные или выставленные, они нередко оказываются вне контекста — малевичевского влияния и соседства друг с другом, тем самым утрачивая эффект стилевого единства как свидетельства принадлежности к единой школе. Это значит, что выставка предоставляет возможность оценить Малевича в кругу его учеников. 

Татьяна Горячева
Искусствовед, специалист по русскому авангарду, куратор выставки

В первую очередь это работы мастеров, которые вошли в художественное общество «Супремус», организованное Малевичем в 1916 году: Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму.

Однако возможность основать настоящую «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и учредив группу «Уновис», существовавшую в 1919−1922 годах. Среди них — Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства; Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и самые талантливые его последователи; Вера Ермолаева, поставившая в 1920 году спектакль Победа над Солнцем; Нина Коган, преданная и влюбленная в Малевича ученица, автор уникальной витебской постановки Супрематический балет.

В выставку не вошла графика учеников и соратников Малевича, лежащая за пределами периода тесного сотрудничества с ним и его прямого влияния. Это касается прежде всего Лисицкого: большое количество его рисунков и литографий, хранящихся в Третьяковской галерее, создано либо до знакомства с Малевичем, либо относится ко времени уже практически независимого от него творчества. Поэтому в альбоме воспроизведены только те его листы, которые непосредственно связаны с полученным от Малевича импульсом супрематизма.

Учеников, присоединившихся к малевичевскому кругу в Петрограде в период работы художника в Гинхуке, представляет только Константин Рождественский.

В 1921 году витебский ученик Малевича Юдин записал в дневнике: «Очень важно, чем окружаешь себя, и показательно, так как это тоже есть твое выявление и так как проявление зависит от движения внутреннего, так и проявление влияет на последнее. Заставить члена Уновиса жить в Третьяковской галерее». Тогда для 18-летнего художника это был лишь мысленный эксперимент, творческая задача — включить супрематизм в общую картину истории искусства, добиться такого уровня своих работ, чтобы окружение эталонных музейных образцов зрительно не отторгало авангардную систему. Мечта Юдина осуществилась. Ныне работы учеников Малевича по праву занимают заслуженное место в коллекции и экспозиции Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+