18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Угроза Зарядью — пока в макете

Угроза последним историческим зданиям в Зарядье, о которой уже сообщала TANR, становится все реальнее.

На только что завершившем свою работу Московском урбанистическом форуме был представлен проект многофункционального комплекса c гостиницей, который собираются возвести по адресу: ул. Варварка, д. 14. Сегодня по этому адресу еще стоят последние здания, сохранившиеся от исторического Зарядья: одно офисное, объединившее дома страхового общества «Якорь» и товарищества «Проводник» (оба проходят под № 14, строение 1), и бывший доходный дом Персица (строение 2). Предъявленный на форуме макет будущего комплекса не оставляет иллюзий: оба строения собираются уничтожить.

Сохранить — частично — инвестор Дмитрий Шумков и авторы проекта (ТПО «Резерв») предполагают лишь фасады, за которыми на макете видны новые стены. Ракурс, с которого они предлагают взглянуть на будущую застройку, выбран максимально невыгодным для старых зданий. Но даже на этом макете видно, как подавляет гигантский объект стоящие по соседству памятники — древнейшие церкви и палаты.

В подтверждение масштабов грядущей стройки общественное движение «Архнадзор», сделавшее по этому поводу заявление, ссылается на утвержденный еще 21 сентября 2015 года градостроительный план участка. По плану площадь нового объекта, если суммировать все этажи, составит 50 тыс. кв. м — это в два с лишним раза больше суммарной поэтажной площади старых зданий.

Оба они не признаны памятниками, однако имеют статус — и TANR об этом писала — исторически ценных градоформирующих объектов (ЦГФО). «Архнадзор» указывает, что 25 сентября 2015 года вступило в силу «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Пункт 9 документа содержит конкретное требование — «сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех ЦГФО» в границах охранной зоны.

Перед нами буферная зона объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль» и охранная зона ансамбля федерального значения, здесь допускается только регенерация (восстановление) «традиционных характеристик ценной градостроительной среды», как сказано в федеральном законе еще 1997 года. На смену старому закону должен прийти новый, но суть от этого не изменится. Проект приказа «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения „Московский Кремль“…», который обсуждался в начале 2015 года, опять же предписывает сохранение ЦГФО. Причем судьба домов на Варварке обсуждалась отдельно, и на федеральном уровне было принято решение их сохранить. Мосгорнаследие, при участии которого, кстати, и проводился архитектурный конкурс на проект застройки, смотрит на нарушение сквозь пальцы и разрешает «реконструкцию существующих исторических зданий с их частичной разборкой».

Поскольку федеральный закон первичен по отношению к закону местному, очевидно, что, пока приказ Министерства культуры РФ проходит необходимые формальности и стадии утверждения, застройщик торопится осуществить свои планы. И возвести в кратчайшие сроки комплекс, в котором должна разместиться гостиница международной отельной сети Mandarin Oriental.

Случится ли это и насколько щадящим будет новое здание по отношению к исторической Москве (то есть будет ли реализован существующий проект), пока неясно. Молчит об этом и сайт Mandarin Oriental Hotel Group, на котором можно найти информацию как минимум о семи будущих и уже строящихся по всему свету резиденциях сети, но московского отеля в этом перечне еще нет.

Материалы по теме:
Что останется за стеной
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+