18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний приют уникальных роялей

№37
Материал из газеты

Инициатива музыканта Петра Айду уже в скором времени обещает Москве новое место музыкальной силы

Справка

Музыка без пауз

Музеи музыкальных инструментов существуют в России и за ее пределами. Коллекция московского Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки насчитывает 900 различных инструментов народов мира. Один из самых ценных экспонатов — спинет работы итальянского мастера М.Ядра, датируемый 1565 годом. Он принадлежал семье Медичи, на его предклавиатурной доске — три медальона с изображением членов рода. Есть там и ряд фортепиано, изготовленных ведущими фабриками XIX века: S.Qrard, Bechstein, I.Pleyel, Lichtenthal. Музей музыкальных инструментов Берлина был создан в 1888 году. Одним из первых инструментов в коллекции стал переданный в дар музею кабинетный рояль из королевской библиотеки (на нем играл немецкий композитор и пианист Карл Мария фон Вебер). Среди экспонатов — один из самых драгоценных в мире инструментов — клавесин Иоланды де Полиньяк, фаворитки Марии-Антуанетты, а также множество уникальных флейт из коллекции короля Пруссии Фридриха Великого.

Еще…

Место, где собрано 60 фортепиано, самое старшее из которых  1820 года, находится далеко от культурного центра Москвы. «Приют роялей» расположился в районе метро «Войковская», на территории предприятия «Алмазный мир». Владелец коллекции — музыкант и композитор Петр Айду, а площадку безвозмездно предоставил директор предприятия.

Инструменты выставлены в огромном актовом зале, где они занимают десятую часть площади. Это не выставочное и не музейное пространство в полном смысле этих слов, экспонаты не атрибутированы и не каталогизированы. На вопрос о размерах коллекции Айду ответил так: «Постоянно привозят что-то новое, но я не успеваю следить за всем. Мне регулярно звонят, предлагая забрать очередной инструмент, я перезваниваю знакомым грузчикам, и они привозят, часто в мое отсутствие». В самом актовом зале раз в год проходят кадетские балы, все остальное время он принадлежит «Приюту роялей». Айду проводит тут различные акции, к примеру экскурсии в «Ночь музыки», концерты. Этим летом в Москву приезжал бельгийский реставратор Крис Маане, давший мастер-классы в консерватории и в «Приюте роялей».

В постоянно растущей коллекции фортепиано всего два инструмента «на ходу». Один из них — Brodwood 1820 года, недавно вывезенный Айду в Бельгию, где его отреставрировал Крис Маане. «Реставрация обошлась в €30 тыс. — все мои сбережения за несколько лет. Увы, в России мне не удалось найти хороших реставраторов фортепиано; те, что есть, портят инструменты, — рассказывает он. — Маане же полностью пересобрал наш Brodwood». В приют может попасть любой рояль, но приоритет отдается дореволюционным. Реставрация кропотлива и дорогостояща, поэтому неисправные инструменты владельцы выкидывают: спроса на них нет. «Приют роялей» существует без финансовой поддержки с чьей-либо стороны. Чтобы профинансировать приезд Маане, Петр Айду собирал средства в Интернете. Деньги требуются регулярно: стоимость доставки каждого инструмента составляет 10 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+