18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Кибовская: «Художнику должно быть не больше 35 лет. Никаких исключений»

1 июля 2016 года откроется V Московская международная биеннале молодого искусства. Впервые у нее появился комиссар. Им стала Екатерина Кибовская. О том, что ее связывает с современным искусством, как выбирался куратор и почему не смогут принять участие в биеннале художники немного старше заявленного 35-летнего возраста, выясняла у новоиспеченного комиссара Алёна Лапина.

Почему решили привлечь комиссара? Должности директора оказалось недостаточно?

Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин позвонили мне в июле и предложили должность комиссара биеннале, а вместе с тем войти в экспертный совет на равных с ГЦСИ, ММОМА и независимыми кураторами. До этого у биеннале был директор, который исполнял только административные функции. Я взяла на себя эту ответственность. Это колоссальная нагрузка, нам нужно каждое решение координировать с экспертным советом. Система у нас не такая, как у других биеннале, она многоступенчатая. Я как комиссар обеспечиваю плавное, приятное движение между всеми частями. Должность — да, постоянная.

Каковы ваши цели и задачи в качестве комиссара?

Передо мной стоит глобальная задача по привлечению внебюджетных средств в биеннале. На это я и буду работать в ближайшие месяцы. Я хочу, чтобы это была действительно красивая выставка. Надим Самман, куратор Московской биеннале молодого искусства, видит красивую картинку. Я надеюсь, что мне хватит сил и таланта обеспечить то количество денег, чтобы воплотить его видение в жизнь. Вообще эта биеннале пятая, но моя первая. Я присоединилась к проекту в июле. Я считаю, что моя задача — как сохранить то, что уже наработано, так и привлечь новую аудиторию и внебюджетные средства, собрать классных молодых ребят. Мы перезапустили сайт. В течение месяца будем его дорабатывать. Он сейчас существует только на прием заявок. Но потом это будет платформа по формуле Надима «Глубоко внутри», мы будем его углублять. Такой платформы еще не было.

До должности комиссара Молодежной биеннале был ли у вас опыт работы с современным искусством?

Да, был. Я окончила с отличием факультет журналистики МГУ, кафедру Ивана Засурского «Лаборатория новых медиатехнологий». Четыре года прожила в Нью-Йорке, работала в галерее в Челси. Была управляющей в студии Марко Брамбиллы. Это такой итальянский художник, живет в Нью-Йорке. Похож на наших АЕS+F, у него огромные видеополотна. Работала с Каримом Рашидом. Это брат Хани Рашида, который строит Эрмитаж на ЗИЛе. Параллельно писала статьи об арт-рынке. Вела колонку об искусстве с 15 лет. Я очень увлекалась паблик-артом, в частности производством больших объектов. Затем меня пригласили на должность креативного директора в Парк Горького. Я курировала программу «Временная архитектура». С архитектором Александром Бродским мы построили в 2012 году навес с гамаками. Потом был проект «Мрамор» Фабио Виале совместно c Анастасией Шавлоховой и Музеем современного искусства «Гараж» (мраморная лодка бороздила Голицынские пруды).

Затем был совместный проект с Николаем Полисским «Жар-птица», с МишМаш — «Рожи ветров». То есть у нас была своя креативная программа в парке. Знаменитую инсталляцию Сергея Браткова «В космос не летают» тоже помогала реализовывать я.

У биеннале впервые молодой куратор. Это осознанное решение экспертного совета?

Да, мы специально выбирали человека, которому нет 35 лет. Надим Самман 1983 года рождения. Это, я считаю, наша ключевая победа. Мы внесли в устав положение о том, что куратор должен быть моложе 35 лет.

А как быть с художниками, если на момент биеннале, которая стартует 1 июля 2016 года, им исполнится 36 лет?

Это тоже есть в уставе. На момент приема заявки (до 10 декабря 2015 года) художнику должно быть не больше 35 лет. И мы хотим сделать по-настоящему жесткий ценз в этом плане. Никаких исключений. Я советовалась с Массимилиано Джони (куратор 55-й Венецианской биеннале. — TANR), он порекомендовал нескольких художников, но они немного старше 35 лет. Я все понимаю, как важны для биеннале такие имена, но нет, этого не будет.

У нас в России большая плеяда уже знаменитых, можно сказать, звездных художников, которые родились в 1981 году, и они проходят в возрастные рамки, но в последний раз.

Да, я знаю, мы считали. Я очень благодарна экспертам, мы действительно сидели и высчитывали, кто из художников сможет принять участие в V Московской биеннале молодого искусства, а кто нет.

А как же насчет комиссара? Когда вам исполнится 35, вы сможете занимать эту должность?

Этого я не знаю, нужно спросить у организаторов биеннале, например у Михаила Миндлина, директора ГЦСИ (Михаил Миндлин ответил корреспонденту TANR да, комиссар может, только художники и куратор не могут быть старше 35 лет. — TANR).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+