1 июля 2016 года откроется V Московская международная биеннале молодого искусства. Впервые у нее появился комиссар. Им стала Екатерина Кибовская. О том, что ее связывает с современным искусством, как выбирался куратор и почему не смогут принять участие в биеннале художники немного старше заявленного 35-летнего возраста, выясняла у новоиспеченного комиссара Алёна Лапина.
Почему решили привлечь комиссара? Должности директора оказалось недостаточно?
Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин позвонили мне в июле и предложили должность комиссара биеннале, а вместе с тем войти в экспертный совет на равных с ГЦСИ, ММОМА и независимыми кураторами. До этого у биеннале был директор, который исполнял только административные функции. Я взяла на себя эту ответственность. Это колоссальная нагрузка, нам нужно каждое решение координировать с экспертным советом. Система у нас не такая, как у других биеннале, она многоступенчатая. Я как комиссар обеспечиваю плавное, приятное движение между всеми частями. Должность — да, постоянная.
Каковы ваши цели и задачи в качестве комиссара?
Передо мной стоит глобальная задача по привлечению внебюджетных средств в биеннале. На это я и буду работать в ближайшие месяцы. Я хочу, чтобы это была действительно красивая выставка. Надим Самман, куратор Московской биеннале молодого искусства, видит красивую картинку. Я надеюсь, что мне хватит сил и таланта обеспечить то количество денег, чтобы воплотить его видение в жизнь. Вообще эта биеннале пятая, но моя первая. Я присоединилась к проекту в июле. Я считаю, что моя задача — как сохранить то, что уже наработано, так и привлечь новую аудиторию и внебюджетные средства, собрать классных молодых ребят. Мы перезапустили сайт. В течение месяца будем его дорабатывать. Он сейчас существует только на прием заявок. Но потом это будет платформа по формуле Надима «Глубоко внутри», мы будем его углублять. Такой платформы еще не было.
До должности комиссара Молодежной биеннале был ли у вас опыт работы с современным искусством?
Да, был. Я окончила с отличием факультет журналистики МГУ, кафедру Ивана Засурского «Лаборатория новых медиатехнологий». Четыре года прожила в Нью-Йорке, работала в галерее в Челси. Была управляющей в студии Марко Брамбиллы. Это такой итальянский художник, живет в Нью-Йорке. Похож на наших АЕS+F, у него огромные видеополотна. Работала с Каримом Рашидом. Это брат Хани Рашида, который строит Эрмитаж на ЗИЛе. Параллельно писала статьи об арт-рынке. Вела колонку об искусстве с 15 лет. Я очень увлекалась паблик-артом, в частности производством больших объектов. Затем меня пригласили на должность креативного директора в Парк Горького. Я курировала программу «Временная архитектура». С архитектором Александром Бродским мы построили в 2012 году навес с гамаками. Потом был проект «Мрамор» Фабио Виале совместно c Анастасией Шавлоховой и Музеем современного искусства «Гараж» (мраморная лодка бороздила Голицынские пруды).
Затем был совместный проект с Николаем Полисским «Жар-птица», с МишМаш — «Рожи ветров». То есть у нас была своя креативная программа в парке. Знаменитую инсталляцию Сергея Браткова «В космос не летают» тоже помогала реализовывать я.
У биеннале впервые молодой куратор. Это осознанное решение экспертного совета?
Да, мы специально выбирали человека, которому нет 35 лет. Надим Самман 1983 года рождения. Это, я считаю, наша ключевая победа. Мы внесли в устав положение о том, что куратор должен быть моложе 35 лет.
А как быть с художниками, если на момент биеннале, которая стартует 1 июля 2016 года, им исполнится 36 лет?
Это тоже есть в уставе. На момент приема заявки (до 10 декабря 2015 года) художнику должно быть не больше 35 лет. И мы хотим сделать по-настоящему жесткий ценз в этом плане. Никаких исключений. Я советовалась с Массимилиано Джони (куратор 55-й Венецианской биеннале. — TANR), он порекомендовал нескольких художников, но они немного старше 35 лет. Я все понимаю, как важны для биеннале такие имена, но нет, этого не будет.
У нас в России большая плеяда уже знаменитых, можно сказать, звездных художников, которые родились в 1981 году, и они проходят в возрастные рамки, но в последний раз.
Да, я знаю, мы считали. Я очень благодарна экспертам, мы действительно сидели и высчитывали, кто из художников сможет принять участие в V Московской биеннале молодого искусства, а кто нет.
А как же насчет комиссара? Когда вам исполнится 35, вы сможете занимать эту должность?
Этого я не знаю, нужно спросить у организаторов биеннале, например у Михаила Миндлина, директора ГЦСИ (Михаил Миндлин ответил корреспонденту TANR да, комиссар может, только художники и куратор не могут быть старше 35 лет. — TANR).