18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Винзавод» расстается с Маратом Гельманом

Справка

Марат Гельман основал свою галерею в 1990 году. С течением времени она не раз меняла название и адрес, а с 2008 года обосновалась на «Винзаводе». В 2012 году вместе с коллегами Еленой Селиной и Айдан Салаховой Гельман объявил о переформатировании деятельности галереи в связи с отсутствием полноценного рынка искусства в России. Так появился продюсерский центр «Культурный альянс», который некоторое время занимался продвижением региональных художников и проектов. Активная деятельность там велась до 2014 года: в частности, под этим брендом прошли выставки «Трасса М4. Ростов — Москва. Современное искусство Ростова-на-Дону», «Лес. Современное искусство Краснодара» и «Соединенные штаты Сибири». В последнее время Гельман, переехавший в Черногорию, сосредоточился на развитии проекта Dukley European Art Community. Выставкой «Дома и окна» Олега Кулика и Милио Павичева планировалось вновь изменить направление деятельности и начать показ искусства балканских художников вместе с российскими. 

Еще…

Руководство Центра современного искусства «Винзавод» решило досрочно расторгнуть договор с «Культурным альянсом» Марата Гельмана из-за систематического нарушения условий аренды. Об этом на брифинге сегодня рассказала основатель и директор «Винзавода» Софья Троценко. «Мы всегда действуем в рамках юридических договорных отношений, и если дошло до расторжения, значит, дело в том, что галерея нарушила договор», — сказала она.

Накануне, 27 октября, Марат Гельман написал на своей страничке в Facebook, что они получили письмо о расторжении договора, и предположил, что это связано с проведением в пространстве галереи аукциона. По данным СМИ, он прошел в поддержку «узников Болотной» и украинского режиссера Олега Сенцова.

Вместе с тем, по условиям типового договора, заключаемого со всеми арендаторами «Винзавода», они не могут проводить в арендуемых помещениях мероприятия, не связанные с основным видом деятельности, а также мероприятия с политическим и религиозным уклоном.

На это Гельман ответил, что договор составлен так, что ты всегда оказываешься нарушителем. «Например, согласно договору я должен утверждать план выставок и мероприятий у них. Я этого никогда не делал, и, думаю, никто из моих коллег свои планы не утверждал», — отметил он.

Троценко также напомнила, что с проектами, которые проходили в пространстве галереи Гельмана, постоянно происходило что-то, доставлявшее изрядное неудобство «Винзаводу». В частности, в 2012 году там открылась выставка «Духовная брань» Евгении Мальцевой, вызвавшая неприятие РПЦ. Тогда вход на нее блокировали казаки, и в полицию поступали звонки о заложенной на «Винзаводе» бомбе. Организатором проекта был фонд Виктора Бондаренко «Россия для всех» — по сути, третье лицо, не имеющее правовых отношений с «Винзаводом». По словам Троценко, «с Маратом никогда не знаешь, чего ждать». «Мне не нравится, когда посреди выставки раздается звонок о заложенной бомбе или по территории „Винзавода“ ходит ОМОН. Не надо связывать закрытие галереи только с „Винзаводом“, деятельность галереи напрямую зависит от ее руководителя, и никто не мешает Марату заново открыть ее на другой площадке», — отметила она.

В свою очередь Гельман рассказал TANR, что делать это он не планирует. «Единственно возможная стратегия — сохранить старое до лучших времен. Ну вот не удалось сохранить. Новую галерею открывать не буду. Это было бы большой глупостью, по-моему. Я просто окончательно займусь своими европейскими проектами», — сказал он. Это в первую очередь Dukley European Art Community, а также ряд других проектов, о которых, по словам Гельмана, на данной стадии их существования говорить еще рано. Известно, что один из них откроется летом 2016 года в Норвегии. В официальном сообщении «Винзавода» говорится, что финальной точкой отношений с Маратом Гельманом, длящихся с 2008 года, стала информация об открытии в пространстве галереи Консультационного центра Черногории в Москве, который оказывает помощь по переезду, бизнесу и туризму в этой стране.

«За последние несколько лет галерея несколько раз меняла свое название и формы деятельности. Не всегда художественная составляющая была в приоритете. 21 октября из официальной рассылки галереи мы получили информацию об открытии на территории эмиграционного (консультационного. — TANR) центра Черногории, что послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора», — говорится в сообщении. Как пояснила TANR руководитель Консультационного центра Черногории в Москве Евгения Бельская, в настоящее время его будущее не определено, а презентация, запланированная на 29 октября, отменяется.

Вместе с тем, как рассказал Гельман, в этот день, несмотря на новые обстоятельства, все же откроется выставка Олега Кулика и Милио Павичева «Дома и окна». Планировалось, что этим проектом возобновится выставочная деятельность галереи, курировать работу которой должен экс-директор Национального музея Черногории Петар Чукович. Там собирались показывать балканское искусство, а также проекты российских художников, созданные в Dukley European Art Community.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+