18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Опекуны настоящего»: корпоративные коллекции современного искусства

Джо Викери, международный директор Sotheby’s, эксперт в области современного российского искусства, поделилась с TANR своим взглядом на корпоративное коллекционирование.

В середине 1990-х российские корпоративные коллекции росли как на дрожжах — с той же скоростью, с какой открывались новые банки. Что же произошло за прошедшие два десятилетия? Почти все те корпоративные коллекции, как, например, коллекция Инкомбанка, перестали существовать, а из тех, что остались, лишь единицы продолжают расширяться. Как правило, те институции поддерживали модернизм и авангард ХХ века в нестабильной обстановке зарождающегося рынка. В то же время за пределами России складывалась новая модель: западные корпорации создавали коллекции, которые перестали играть роль инвестиционных инструментов, своего рода хранилищ искусства, и превратились в этически мотивированные культурные инвестиции.

Сегодня подавляющее большинство корпоративных коллекций поддерживают художников местного, отечественного уровня, вводя их в международное поле. Это работающая модель, и в ее значимости для общества не приходится сомневаться. Это еще раз стало ясно во время презентации книги «Мировые корпоративные коллекции», которая прошла в рамках недавней ярмарки viennacontemporary. Например, Фонд Cartier, располагающийся сегодня в ультрасовременном стеклянном здании в центре Парижа, с момента своего основания в 1984 году занимается приобретением как французского, так и зарубежного искусства, ставя перед собой цель интегрировать и продвигать французское искусство на мировой арене. Австрийский банк Erste купил несколько восточно- и центральноевропейских банков, и теперь основной его доход поступает из этих регионов. В его художественную коллекцию «Контакт» вошло современное искусство этих же территорий. Такой широкий географический охват является бесспорным преимуществом, позволяющим проводить выставки на международном уровне. Главная миссия Erste — переписать историю послевоенного искусства, интегрировав в мейнстрим искусство Восточной Европы. Ту же цель преследуют Дмитрий Аксенов и его ярмарка viennacontemporary с фокусом на галереях из Центральной и Восточной Европы и России.

Несмотря на то что в России сейчас заметен рост числа частных художественных фондов, корпорации заметно отстают от них. Первую по-настоящему современную корпоративную художественную коллекцию сегодня создает Газпромбанк, и, хотя о начале новой эры в российском корпоративном коллекционировании говорить еще рано, стереотип уже сломан. В коллекцию входит исключительно российское искусство. За последние годы банку удалось выстроить впечатляющее и тщательно продуманное собрание постсоветского искусства с 1990-х годов до наших дней. Представленные в нем художники — это, как правило, продолжатели концептуальных, андерграундных течений 1980-х; еще один важный акцент стоит на искусстве с современной общественно-политической повесткой. В коллекции хорошо представлены женщины-художницы, особенно в жанре видеоарта, в том числе уже признанные критиками Елена Ковылина, Ольга Чернышева и Таус Махачева. Среди вошедших в коллекцию работ старшего поколения — недавняя сильная серия голоса 1980-х Семена Файбисовича «Мой двор» и «Автопортрет с закрытыми глазами» 1995 года Юрия Альберта.

Приобретение современного искусства всегда предполагает, что какие-то его произведения шокируют, какие-то не будут нравиться, а какие-то с течением времени забудутся: будучи опекунами настоящего, мы не имеем возможности судить объективно. Главный куратор коллекции Erste Уолтер Сейдл как-то сказал о здоровом расстоянии, которое должно отделять совет директоров банка от кураторов, занимающихся отбором работ. Поддержка современного искусства всегда подразумевает, что вы делаете маргинального, невидимого художника видимым, что для банка — консервативной по сути организации — шаг, естественно, непростой. Несмотря на это, соединение искусства с корпоративным финансированием создает драгоценную плодородную почву, плацдарм для нового диалога. Марина Ситнина, корпоративный куратор коллекции Газпромбанка, говорила в Вене о желании позаботиться о наследии для будущих поколений, а такой подход, особенно если он получает поддержку на самом высоком уровне, предельно надежен. Впереди много работы, и перед теми, кто составляет коллекцию банка, стоит задача колоссальных масштабов.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+