В Британском музее в Лондоне состоялось необычное ток-шоу. Математик, теолог, военный и писатель были опрошены королевским адвокатом с целью выяснить, зачем нужно искусство. Таким способом британская газета The Art Newspaper, ныне флагман мировой сети изданий об искусстве, к которой принадлежит и The Art Newspaper Russia, отметила 25-летие выхода своего первого номера. Идея дебатов, когда люди, не связанные профессионально с искусством, рассуждают о его целях и предназначении, принадлежит основателю (вместе с издателем Умберто Аллеманди) и редакционному директору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс и поддержана Volkswagen. «Искусство — это то, что нас объединяет, — говорит издатель и владелец The Art Newspaper Инна Баженова, — независимо от национальности, политических убеждений, возраста или пола. Это территория, где человек вспоминает о своем высоком предназначении и об ответственности перед прошлым и будущим. Вот уже 25 лет The Art Newspaper выполняет достойную миссию — быть проводником на территории искусства».
Анна Сомерс Кокс поприветствовала публику, собравшуюся в Зеленом зале музея, и представила спикеров-«свидетелей». В роли судьи, заслушивающего показания, выступил директор Британского музея Нил Макгрегор. Он пошутил, что дебаты напоминают ему прения в палате лордов; и в самом деле, и сам господин Макгрегор, и выступавшие вслед за ним продемонстрировали высший класс британского красноречия и чувства юмора.
Первым начал профессор математики из Кембриджа и драматург Джон Берроу, чья специализация — астрономия и космология, однако сам себя он отрекомендовал как специалиста «по всей Вселенной». Он посвятил свою речь тому, чем искусство отличается от математики и вообще от науки, затронул вопрос симметрии, которая является воплощением красоты для ученых, но часто нарушается в искусстве, несколько раз упомянул художника Джексона Поллока и термин «фракталы» и в конце своей речи подошел к «революции десктопов», когда достижения математики совпали с творческой свободой, что позволило «всем делать искусство». Отвечая на вопросы адвоката, баронессы Хелены Кеннеди, он сформулировал свой принцип того, что же такое искусство: «то, что хочется повторить и увидеть еще раз».
За ним на трибуну вышла писатель, теолог Карен Армстронг. Известная в Великобритании интеллектуалка сразу взяла высокую философскую ноту, сообщив, что «искусство — это то, что делает нас людьми, что дает нам смысл». Она подчеркнула в своей речи близость искусства и религии, немного порассуждала об облаках как метафоре художественного высказывания и завершила спич тезисом о том, что «понимать искусство — это тяжелая работа».
Госпожу Армстронг сменил писатель, букеровский лауреат Бен Окри. Следуя своему амплуа, он построил речь почти как стихи, как цепочку цитат и афоризмов, каждый из которых публика встречала аплодисментами. Самым популярным в его выступлении стало слово «трансформация», хотя далеко не все готовы были согласиться с его утверждением, что «искусство нельзя измерить и проанализировать». Бен Окри настаивал на том, что художников нельзя заставлять быть «полезными», искусство — «это наши высшие глаза, высшие уши и высшие прикосновения».
Наконец, завершал дебаты бывший полковник армии Саудовской Аравии и по совместительству концептуальный художник Абдулнассер Харем. Он предстал перед публикой в национальном наряде — белой джеллабе и арафатке, но при этом в европейских ботинках и полосатых носках. Его облачение вполне отвечало тому двойственному положению, в котором он оказался и о котором рассказывал: «с утра офицер, вечером — художник». Искусство он пытался также определить как сумму противоречащих друг другу функций, в результате складывающихся в нечто гармоничное. Адвокат же допытывалась о практических вещах, а именно: верно ли, что запрет на фигуративные изображения сделал его концептуалистом, художником абстракций? Господин Харем отшучивался, что любую фигуру можно расчленить на отдельные части. «То есть нарезать, как колбасу?» — спрашивала адвокат. В этом месте зал с облегчением захохотал. Нил Макгрегор подвел итоги дискуссии.
Гости, среди которых были представители лондонской художественной среды, как скульптор Энтони Гормли, международные фигуры, как арт-консультант Николас Ильин, русские лондонцы — международный директор аукционного дома Phillips Светлана Марич и куратор и издатель Светлана Аджубей, специально приехавшая из Москвы директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и многие другие, остались очень довольны вечером и особенно возвышенным характером дискуссии.
The Art Newspaper планирует продолжить дебаты в других городах и странах и с другими спикерами: в Эрмитаже, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музеях Ватикана.