Дмитрий Гутов по первому образованию учитель рисования в начальных классах (он обучался в Московском педагогическом институте), по второму — искусствовед, окончивший самый консервативный даже по советским меркам художественный вуз — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии художеств СССР. Из «Репинки» Гутов вынес глубочайшее почтение к классическому искусству, а также критическое отношение к модернизму, возникшее у него после самостоятельного штудирования трудов непреклонного марксистско-ленинского эстетика Михаила Лифшица, автора по-своему знаменитой книги «Кризис безобразия». С критических же позиций дипломник написал работу о Малевиче и Флоренском.
Казалось бы, Гутову была уготована прямая дорога в академическую аспирантуру, в ту среду, где писались книжки из серии «Искусство и борьба идеологий». Между тем он оказался в сообществе молодых московских современных художников (кстати, в этой среде он заявил о себе, еще будучи студентом «Репинки»), которые устраивали экспериментальные молодежные выставки и штурмовали солидные журналы по искусству своими задиристыми текстами и картинками. На отечественном постперестроечном дворе вовсю расцветал причудливый местный постмодернизм, и марксистский антимодернизм Гутова выглядел в этом либеральном и эклектичном контексте как одна из возможных и имеющих право на существование позиций.
Биография
Родился в 1960 году в Москве. В 1978–1980 годах учился в Московском государственном педагогическом институте. В 1992 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств (отделение теории и истории искусства.) Выставляться начал с 1988 года. С 1993 года член редколлегии «Художественного журнала». В 1994 году создал «Институт Лифшица» (сообщество художников, ставящее себе целью изучение марксистско-ленинской эстетики). Участвовал в Венецианской биеннале (1995, 2007, 2011), квадриеннале Documenta (2007), Manifesta (1996), биеннале в Стамбуле (1992), Валенсии (2001), Сан-Паулу (2002), Сиднее (2006) и Шанхае (2012), нью-йоркской Volta (2009) и ключевых выставках современного российского искусства за рубежом. Финалист Премии Кандинского 2008 года в номинации «Проект года» (проект «Б/у»). Лауреат премии «Соратник» (2010).Избранные выставки
1988 год — 18-я Молодежная выставка, Центральный выставочный зал (Манеж), Москва 1990 год — 19-я Молодежная выставка, Дом художника, Кузнецкий Мост, Москва 1991 год — «Мелочи нашей жизни», Галерея в Трехпрудном переулке, Москва 1992 год — III Международная стамбульская биеннале, Стамбул 1993 год — «60-е: еще раз про любовь» (совместно с Е.Андреевой), ЦСИ, Москва 1994 год — «Над черной грязью», галерея «Риджина», Москва; II Цетинская биеннале, Цетинье (Черногория) 1995 год — XLVI Венецианская биеннале, павильон России, Венеция 1996 год — Interpol, Стокгольм; Manifesta 1, Роттердам; «Дилетантизм в искусстве», Галерея Марата Гельмана, Москва 1999 год — Zeitwenden, Кунстмузеум, Бонн; «Безумный двойник», ЦДХ, Москва; Нижний Новгород; Самара; Екатеринбург 2001 год — «Слепые», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург 2002 год — «Мама, папа & Лига чемпионов», Галерея Марата Гельмана, Москва; XXV Биеннале в Сан-Паулу, Iconografias Metropolitanas, парк Ибирапуэра, Бразилия 2004 год — «Разговор о неясных путях кисти», Fine Art Gallery, Москва 2005 год — «Глубокий синий цвет его кожи свидетельствует о высокой степени самоуглубленности», Matthew Bown Gallery, Лондон 2006 год — «Оттепель», галерея «Нина Лумер», Милан; «Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение», Государственная Третьяковская галерея, Москва 2008 год — «Б/у», Галерея М&Ю Гельман, Москва; Russian Dreams, Bass Museum of Art, Майами-Бич (США) 2009 год — «Релятивизм есть диалектика дураков», Scaramouche Gallery, Нью-Йорк; «Рисунки Рембрандта», Выставочный зал Гридчина, Московская область, село Дмитровское; Παραλλάξ («Параллакс»), III Московская биеннале современного искусства, ЦСИ «Гараж», Москва 2010 год — «Художник и смерть», Галерея М&Ю Гельман, Москва; «Хаотические заметки», галерея «Таис», Париж; «В наше время все как бы чревато своей противоположностью», Scaramouche Gallery, Нью-Йорк; «Портреты композиторов», Stella Art Foundation, Москва 2011 год — «Россия для всех», ЦСИ, Тверь; «Пермь-36», Пермский край; Русский музей, СПб.; Арсенал (Кремль), Нижний Новгород; Мультимедиа Арт Музей, Москва; галерея «Новое пространство», Самара 2012 год — E’ik’ωn («Иконы»), Галерея М&Ю Гельман, Москва; «Гондола», Художественный музей «Рижская биржа», Рига (Латвия) 2013 год — «Удивляться нечему» (ретроспектива к 25-летию творческой деятельности), ММОМА, Москва 2014 год — «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка», галерея «Триумф», Москва 2015 год — «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова», ГМИИ им. А.С.Пушкина, МоскваРаботы находятся в коллекциях
Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Музей современного искусства PERMM, Пермь Музей актуального искусства ART4.ru, Москва Московский музей современного искусства, Москва Мультимедиа Арт Музей, Москва Центр современного искусства Луиджи Печи, Прато (Италия) Stella Art Foundation, Москва Корпоративная коллекция Газпромбанка, МоскваМолодой художник воспринял новую, по-своему революционную реальность с этических позиций столь любимых им 1960-х годов — эпохи оттепели, «социализма с человеческим лицом», открытого к модернизации всех сторон жизни. Этот «позитив» отличал Гутова от того, чем в основном занимались его коллеги, демонизировавшие советское прошлое и по этой причине устраивавшие по нему поминки-буффонады. В сериях своих графических работ начала 1990-х, написанных на старых советских обоях с абстрактным орнаментом или на упаковочном крафте и изображающих то первый спутник, то просто декоративный абстрактный же орнамент из стилизованных водорослей (такие можно было видеть на шторах и плафонах светильников 1960-х годов), художник пытался показать, что модернизм (абстракция), подчиненный требованиям жизни, не несет в себе ничего опасного и негативного. Можно сказать, что Гутов одним из первых реабилитировал советский дизайн, которым только сейчас начали увлекаться.
Однако 1990-е годы в основном проходили без особого внимания к станковизму (картине, рисунку), но под знаком перформансов и всевозможных акций социальной направленности. Чаще всего публично брутальных и экстремальных, как в случаях Олега Кулика, Александра Бренера, Анатолия Осмоловского и Авдея Тер-Оганьяна. Перформансы же Дмитрия Гутова больше напоминали лабораторные исследования, хотя нередко они происходили в больших пространствах. Как, например, инсталляция и акция «Над черной грязью» в роскошной галерее «Риджина», когда посетителям приходилось с осторожностью переходить по тонким доскам, положенным прямо на чернозем, который покрывал пол. Надо заметить, что сверху эта инсталляция выглядела как все тот же абстрактный орнамент из полосок. Проект, придуманный художником-искусствоведом Гутовым, одновременно отсылал к прошлому — к известной картине 1962 года Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице» с новобрачными, шагающими по мосткам, — и обращался к предполагаемому позитивному будущему, которое должно наступить после всех деконструкций и перестроек. Понятно, что метафорой неприукрашенного настоящего выступала та самая «черная грязь». Надо ли тут напоминать о ставшем знаменитым обращении Павла Третьякова к художникам-реалистам: «Дайте мне хоть лужу, да чтобы правда была...»? Вероятно, и этот этический посыл имел в виду Дмитрий Гутов, когда проектировал свою инсталляцию на глубоком фундаменте искусства.
К началу нового века буря и натиск акционизма исчерпали себя так же, как и стратегия групповых выступлений художников. В известной мере причиной тому стало появление у нас некоего подобия арт-рынка (и конечно, оживление западного), законы которого обычно диктуют жесткую модель поведения — каждый за себя. Не только Гутов, но и многие его коллеги по цеху занялись исключительно собственными проектами — новыми или оставленными до поры старыми. Вновь актуальными стали станковизм и другие традиционные способы изображения.
Живописные рисунки (точнее, рисунки кистью) Гутова 2000-х годов лишь отчасти напоминают его прежние опусы. Стилизм советского дизайна уступил место стилизациям под массовую полиграфическую культуру. Некоторые картины художника, набросанные эдакой скорописью, представляют собой воспроизведения обложек серьезных книг по философии, культурологии и художественной критике. Правда, суперобложки этих «изданий» Гегеля и Агамбена украшены какими-то «плейбойными» девицами. Ирония художника-марксиста по поводу товарности и коммерциализации любого интеллектуального произведения здесь вполне очевидна.
Однако иронический взгляд Гутова на реалии жизни и на современную культуру не мешают поиску позитивных решений. С 2007 года он начал работать с металлом, воспроизводя с помощью сваренных бросовых железных полос и проволоки произведения классики мирового искусства — от дальневосточной каллиграфии до графики Рембрандта, рисунков на древнегреческих вазах и иконных прорисей. Таким образом он снова подчинил модернистскую технику актуализации традиционного искусства (в данном случае речь идет о сварных абстрактных скульптурах и рельефах знаменитого Хулио Гонсалеса, «мастера рисунка в пространстве», как его называли). Пространственные композиции Гутова можно различить лишь при прямом взгляде на них, любое же смещение в сторону от нужной точки зрения приводит к искажению. Впрочем, эта «девиация» (отклонение), одно из принципиальных положений современного искусства, может прийтись по вкусу любителям абстракции. В целом же достигается взаимообратимость реализма и модернизма, и тем самым снимается вопрос об их, казалось бы, непримиримом противостоянии. Этим «неразрывным единством теории и практики» Дмитрий Гутов может быть вполне удовлетворен — и как теоретик-марксист, и как практикующий современный художник.