Ольга Чернышева — современный художник, создающий современные же картины. Они у нее могут быть самыми разными — от фотографий до видеофильмов и инсталляций. Если вспомнить, что французское слово «cadre» обозначает и раму, в которую вставляется картина, и всем знакомый фотографический и кинематографический термин «кадр», то станет вполне понятно, о каком художнике идет речь. Ольга Чернышева по первому образованию художник-постановщик (она окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии), по второму — именно современный художник, прошедший обучение в знаменитом «инкубаторе contemporary art» — Государственной академии изящных искусств в Амстердаме (Rijkasakademie van beeldende kunsten).
Так или иначе, не текстовая подоснова, как это было принято у «старших» концептуалистов, а именно визуальность, или же изобразительность, — главное в ее творчестве. Притом что концептуальность так или иначе присуща всем ее работам. Несмотря на использование самых различных современных медиа — от фото, слайдов до видео и их смешений, Чернышева остается художником, верным, как ни парадоксально, русской классической живописи, то есть традиции, идущей, в частности, от знаменитого жанриста Павла Федотова (о котором, кстати, у нее была дипломная работа) и передвижников.
Биография
Родилась в 1962 году в Москве. В 1986 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. В конце 1980-х годов входила в содружество свободных мастерских в Фурманном переулке (мастерская № 70). В 1995–1996 годах училась в Государственной академии изящных искусств (Rijksakademie van beeldende kunsten) в Амстердаме. Живет в Москве и Амстердаме. Участвовала в XLIX Венецианской биеннале (2001, павильон России), I и III Московской биеннале современного искусства (спецпроекты), Биеннале в Сиднее (2006).Избранные выставки
1993 год — Olga Chernysheva, Krings-Ernst Galerie, Кельн 1992 год — «Черно-белая выставка» (с Антоном Ольшвангом), Музей кино, Москва; Storm Gallery, Амстердам 1995 год — «Про-порции», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 1996 год — «Больше шоколада» (со Стивеном Шанабруком), L Галерея, Москва 1997 год — Single Works, Galerie Singel 74, Амстердам 1998 год — Olga Chernysheva. Andrey Khlobystin, Galerie Christine Konig & Franziska Lettner, Вена 1999 год — «Родственные связи», галерея Moscow Fine Art, Москва 2000 год — Die, der, das Fremde, Galerie Christine Koenig, Вена 2001 год — Second Life, Венецианская биеннале, павильон России; Life/Style, галерея «Крокин», Москва 2003 год — «Ольга Чернышева», Московский дом фотографии, Москва 2004 год — «Зона счастья», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Zone of Happiness, Heckenhauer Gallery, Берлин 2005 год — Emerging Figures, White Space gallery, Лондон; «Участки», Московский мультимедийный центр актуальных искусств, спецпроект I Московской биеннале, Москва; «Зона счастья», Stella Art Gallery, Москва 2006 год — Sites, Биеннале в Сиднее (Австралия); Panorama, Stella Art Gallery, Москва 2007 год — Isle of Sparks, Foxy Production Gallery, Нью-Йорк 2008 год — Solo Screening, MoMA, Нью-Йорк; Acquaintances, White Space gallery, Лондон; After Eisenstein (совместно с Борисом Михайловым), Lunds Konsthall, Лунд (Швеция) 2009 год — Cesuras, Galerie Volker Diehl, Берлин; Adventure Istiklal, Yapi Kredi Kazim Taskent Art Gallery, Стамбул; «Настоящее прошедшее», III Московская биеннале, Baibakov Art Projects; Inner Dialog, Bank Austria Kunstforum, Вена 2010 год — Olga Chernysheva, Calvert22 Gallery, Лондон 2011 год — Conversation. Olga Chernysheva and Cosmin Costinaş, BAK, Утрехт; Olga Chernysheva, Foxy Production Gallery, Нью-Йорк 2013 год — «Собачья жизнь» (совместно с Александром Бродским, Семеном Файбисовичем), Red October Gallery, Москва 2014–2015 годы — Olga Chernysheva, Pace London Gallery, Лондон 2015 год — Венецианская биеннале, основной проект; «PROСВЕТ», «Крокин-галерея», МоскваРаботы находятся в коллекциях
Музей современного искусства, Нью-Йорк Фонд современного искусства Сандретто, Турин Музей современного искусства, Варшава Тейт Модерн, Лондон Собрание Банка Австрии, Вена Louis Vuitton Foundation, Париж Фонд современного искусства Бретани, Франция Коллекция банка NSMD/ABN-AMRO, Париж Музей Виктории и Альберта, Лондон Музей Циммерли, Нью-Брансуик, США Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственный центр современного искусства, Москва Мультимедиа Арт Музей, Москва Московский музей современного искусства, Москва Собрание Виктора Бондаренко, МоскваЕе излюбленный жанр — социальная документалистика, которую она называет «социальной геометрией», что надо понимать как наблюдение за частной жизнью человека, оказавшегося втянутым в рамки различных социальных обстоятельств, происшествий, коллизий, а порой и просто анекдотов. Втянутыми же оказываемся практически все мы, живущие в мегаполисах или в провинции. Герои фото- или видеороманов Чернышевой просты настолько, что само понятие «герои» к ним никак не подходит. В основном это анонимы — случайные люди, прохожие, застигнутые объективом художника по случаю, врасплох, как это видно на фотографиях серии «В ожидании чуда», на которых фигуры сидящих над лунками зимних рыбаков практически нельзя отличить от таких же по виду замотанных в ватные попоны парковых скульптур. Или на других снимках из той же серии, на которых мохеровые шапочки домашней вязки, которые носили советские модницы, при съемке сзади мало чем отличаются от экспозиции экзотических кактусов в каком-нибудь ботаническом саду. И потом, о каких «героях» может идти речь, если они, люди/вещи, запечатлены в случайных поворотах или вообще обращены к зрителю своей тыльной стороной?
Жанр и натюрморт у Чернышевой идут рука об руку. Что объяснимо, ведь натюрморт и родился, собственно говоря, из жанра: изначально он был комментарием к жанровой сцене, а затем стал вполне самостоятельным явлением искусства.
Однако работы Ольги Чернышевой отличаются от уже упомянутой передвижнической традиции тем, что в них нет дидактики: художник не занимается морализаторством, не наставляет, не призывает погоревать о «маленьком человеке», о котором печалилась русская культура XIX века, и даже о тех новых русских, которые захотели стать гораздо больше, чем они являются на самом деле (чего, например, стоит видеорепортаж с корпоративным разгулом на теплоходе — выставка «Пароход „Дионисий“»!). Чернышева констатирует: так было, так есть, и, возможно, так и будет.
В известном смысле это сохранившийся философический позитивизм XIX века, который действительно занимался беспристрастной констатацией фактов, научным описанием. В то же время это типичный концептуализм, который как бы раскладывает само понятие на составные элементы: видимое изображение, фото/репродукцию плюс комментарии к ним (кстати, художница зачастую сопровождает свои видеоинсталляции авторскими рисунками, сделанными как бы в качестве эскизов к видеофильмам, хотя созданы они постфактум).
Ольга Чернышева мало комментирует свои работы. Однако сами они зримо говорят о многом: например, о том, из чего состоит праздник, и если это настоящий праздник, то во имя чего, в каких рамках он проходит и каким образом оформлен; или, в другом случае, о том, что такое эти мохеровые шапочки — счастливая удача в стремлении советских домохозяек догнать и даже перегнать западную моду или же это монолог художника в фотоснимках о своеобразной советской этнографии. Однозначных ответов у Чернышевой нет, она ставит знаки вопроса.