18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники заступились за беженцев

№38
Материал из газеты

Пока европейские политики спорят, многие деятели искусства помогают тысячам вынужденных переселенцев, которые ютятся в лагерях

Художники мира реагируют на растерянность Европы перед миграционным кризисом и резкую позицию чиновников, которые закрывают границы своих стран перед беженцами. В то время как тысячи людей, ставших жертвами гражданской войны в Сирии и других странах Ближнего Востока, Африки и Азии, рискуют жизнью, пытаясь пробраться в Северную Европу, еще миллионы ютятся в специальных лагерях в странах, пограничных с территориями Сирии и Северного Ирака. «Мне стыдно за реакцию европейского сообщества, — говорит американский художник, чилиец по происхождению, Альфредо Джаар, посетивший Косово летом этого года. — Великое переселение началось уже четыре года назад». Южноафриканский художник Уильям Кентридж заметил: «Как будто Европа только сейчас заметила то, что творится в Африке десятилетиями».
Живущего в Берлине датского художника Олафура Элиассона ужасает «непоследовательная, бесчеловечная и трусливая» реакция европейских политиков на кризис. «Мир искусства — зеркало реального мира, хоть он и кажется маленьким», — рассуждает он. Его выставка как раз открылась в Вене в ноябре, и Элиассон всерьез думал, не предложить ли беженцам работу у себя в студии, но испугался, что его будут обвинять в эксплуатации трудовых мигрантов. Этим людям действительно нужна работа, продолжает он, так, может, под них создавать специальные «арт-вакансии»? Художники могут объединиться и задействовать свои знакомства с влиятельными людьми, считает он. Так, знаменитый китайский диссидент Ай Вэйвэй и британский скульптор индийского происхождения Аниш Капур, которые впервые встретились в Лондоне в сентябре, устроили совместную акцию в поддержку беженцев. Вдвоем они решили пройтись по центру британской столицы, накинув на плечи по пледу — как символ простых потребностей беженцев. Их сопровождало около 300 энтузиастов, и друзья обещали повторить марш еще в 100 городах.

«Проблема сострадания»

Капур, посетивший лагерь беженцев в Иордании в прошлом году по приглашению ЮНИСЕФ, считает, что сейчас, когда число беженцев по всему миру приблизилось к 50 млн, «мы столкнулись с дефицитом сострадания; и художники не вправе замалчивать эту проблему; мы ожидаем, что некоторые из наших так называемых лидеров все же проявят милосердие». Капур, который вместе с молодыми архитекторами разрабатывает дома для беженцев, чтобы переселить людей из палаток или грузовых контейнеров, не сомневается в том, что художники могут помочь делом. «Эти проекты, конечно, капля в море, но хотя бы есть ощущение, что ты не остаешься равнодушным», — признается он.

Тем временем Ай Вэйвэй сотрудничает с багдадским фондом Ruya, который помогает ему продолжить акцию, начавшуюся еще на Венецианской биеннале (до 22 ноября), — представить в павильоне страны рисунки беженцев из трех лагерей на севере Ирака. Двое помощников художника летом отправились с этой миссией в Ирак. Тамара Чалаби, председатель и соучредитель фонда Ruya, считает, что искусство помогает людям справиться с психологической травмой, выйти из депрессии и «основать новую культуру вместо той, что была попрана». В планах организации — создание регулярного семинара в одном из крупнейших лагерей, где проживает 25 тыс. человек, в том числе члены этнического меньшинства езидов (курдская этноконфессиональная группа), преследуемые боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ. Поддержка таких известных активистов, как Ай Вэйвэй, помогает «привлечь внимание общественности», говорит она.
Также возмущались антимигрантской риторикой и жесткой позицией британского правительства по отношению к беженцам лондонские художники Адам Брумберг и Оливер Чанарин в своем открытом письме в Сети в начале сентября. Их незамедлительно поддержали около 300 художников, кураторов и галеристов (в том числе Ханс Ульрих Обрист, Lisson Gallery, Gagosian Gallery, White Cube), что привело к публичным «призывам к действиям», обращенным к правительству Великобритании. Брумберг говорит, что художники могут позволить себе высказываться резче, чем благотворительные организации, опасающиеся лишиться части финансирования. Художники и активисты собрали деньги на страницу в газете Guardian, где разместили свое объявление за день до акции в поддержку беженцев в Лондоне. Под ним подписалось более 20 художников, а также архитекторы, писатели и актеры. «Чтобы участвовать в такой акции, нужно обладать долей наивного идиотизма», — заявил южноафриканец Брумберг.

Акт благотворительности

Когда иранская фотожурналистка Невша Таваколян стала лауреатом Премии принца Клауса, она пожертвовала часть денег в пользу сирийских и иракских беженцев. «Люди в Сирии и Ираке, несмотря на то что оказались в беде, всегда встречали меня с распростертыми объятиями, показывали мне свой быт, — рассказывает она. — Фотограф приезжает „брать“ — кадры, эмоции. Они дали мне их. Я думаю, что настало время отдавать свой долг».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+