18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Плагиат или «шаньчжай»?

№38
Материал из газеты

Яёи Кусама и Random International стали очередными жертвами китайской индустрии подделок. В торговых центрах Китая появляются безвкусно-аляповатые реплики, напоминающие произведения популярных художников

В Китае слово «шаньчжай», которое буквально переводится как «укрепленный пункт в горах», а позже стало применяться к горным разбойникам, теперь означает индустрию копий. Мобильные телефоны, автомобили и даже некоторые предметы искусства, причем часто весьма креативно переосмысленные, — все это может быть отнесено к «шаньчжай», но пиратством в Поднебесной не считается.

В августе этого года, за день до азиатской премьеры Rain Room (Комнаты дождя) лондонского коллектива Random International в музее «Юз» в Шанхае, в одном из роскошных торговых центров города открылось безвкусно-аляповатое Rain Show (Шоу дождя). Это шоу длилось не больше недели, а вот в торговых центрах Шанхая и Пекина есть постоянно работающие «звездные комнаты», напоминающие Бесконечную зеркальную комнату Яёи Кусамы.

Шанхайская художественная галерея Star Art открыла свою «звездную комнату» в апреле 2014 года, через месяц после невероятно популярной выставки Яёи Кусамы Сон, который я видела, проходившей по соседству в Музее современного искусства. Причем в студии художницы о ее существовании узнали только после того, как мы обратились к ней за комментариями.

«Все совершенно законно, потому что мы получили свой патент», — утверждает Лю Шэнхуэй, менеджер Star Art. По его словам, «концепция дизайна» «звездных комнат» совершенно оригинальна, потому что в них используются абсолютно другие виды освещения: огней больше, чем у Кусамы, нет бассейна с водой и смотровой площадки. Он описывает инсталляцию как «комнату кривых зеркал». Патент Star Art — лишнее свидетельство того, как трудно в Китае с защитой художественной и интеллектуальной собственности. Городок Дафэнь — столица репродуцирования западных классических шедевров и модных китайских современников. Выставка Copyleft в музее современного искусства «Электростанция» как раз поднимает вопросы копирования и творческого переосмысления, а также рассматривает феномен «шаньчжай» в китайском искусстве.
В 2013 году в Пекине появился похожий на гигантскую гальку небоскреб Wangjing Soho, удивительным образом напоминающий проект Захи Хадид. А недавно в городе Карамай возвели скульптуру, практически неотличимую от Небесных врат Аниша Капура в Чикаго. Британский художник был возмущен этим «вопиющим плагиатом».

Ханнес Кох, один из создателей Комнаты дождя, назвал скопированное с нее Шоу дождя «веселеньким»: «Нужно смотреть на все проще, относиться философски, а не ныть, потому что, если ты в Китае, остановить это невозможно — приходится мириться с фейками». По его словам, накануне приезда в Китай Random International как раз шутили насчет преданного поклонника Захи Хадид. «Мы решили: ребята, давайте держать все фотографии в секрете, и, может, так подделка не появится хотя бы до открытия оригинала». Шоу дождя работало с 28 августа по 6 сентября в специальном павильоне в Jing’an Kerry Centre. При этом на его тенте красовался логотип Vogue China’s Fashion’s Night Out, ежегодного модного шопинг-фестиваля. Пресс-секретарь китайской версии журнала Vogue заявил, что их логотип использовался без разрешения, то есть налицо двойное нарушение авторских прав. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+