18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

XXXIV Российский антикварный салон

№12
Материал из газеты

Критический реализм, или Почему XIX век на российских антикварных салонах так близок «бизнесмену, чиновнику, казнокраду»

Российские антикварные салоны — главное событие отечественного рынка. Это не реклама. Воскресший Московский международный салон изящных искусств, который после перерыва вновь состоялся в столице в декабре 2012 года, не может отражать состояние художественной коммерции; и приезжие и местные участники лишь тестируют спрос, отчасти пытаются формировать его предложением (например, импрессионизма). На Российском антикварном салоне наоборот: он плоть от плоти нашего рынка со всеми его перекосами и странностями, он чутко реагирует на потребности покупателей и одновременно мастерски моделирует их. Российские антиквары знают своего клиента как облупленного: на среднем ценовом уровне это «бизнесмен, чиновник, казнокрад», на высшем — «олигарх, депутат» (из маркетингового исследования, заказанного организаторами). Кажется, продавцы не слишком высокого мнения о своих покупателях, последние отвечают взаимностью. Однако первые и вторые неизменно и радостно встречаются дважды в год в Центральном доме художника.

Последние десять лет, после того как Российский антикварный салон распростился с состоянием базара и вступил в состояние art fair, его организаторы приветствуют появление все новых и новых направлений, ответвлений от главного потока — искусства XIX века, «классической русской живописи» — вроде бы исчерпанного, немодного, с подмоченной репутацией искусства. В нынешнем году таким ответвлением стала фотография, которая будет показана на Антикварном салоне впервые. Или маргинальное направление коллекционирования — художественно оформленные меню (спецпроект Салона, из частной коллекции Сергея Устинова). Или произведения зарубежных старых мастеров, которые вливаются в пустующую нишу истории старого русского искусства. Что это — лишь побеги, ветки на мощном стволе коллекционирования русского искусства XIX столетия, которое по-прежнему составляет основу оборота на внутреннем антикварном рынке, или его новое основное содержание?

Но на самом-то деле классический XIX век наверняка останется базой нашего рынка. Чтобы доказать это, достаточно просто прийти на Антикварный салон. Да, сейчас тут все больше мастеров ХХ века; однако множество антикваров показывают именно XIX век — в передвижническом ли, в академическом ли изводе. Им заполнены солидные стенды продавцов, которые не стремятся к широкой публичности: их покупатели шумихи не любят. А имеющиеся в силу исторических обстоятельств лакуны: легкие, декоративные жанры с дамами и кавалерами, небольшие пейзажи и натюрморты а-ля старые мастера — заимствуются из европейского искусства.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+