18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За Григорьева отвечают Сапунов и Кустодиев

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга 2 ноября продолжилось слушание дела о поддельной работе Бориса Григорьева «В ресторане», обвиняемой по которому проходит искусствовед Елена Баснер.

Заседание началось с приобщения к материалам уголовного процесса документов из гражданского дела 2011 года, ответчиком по которому выступал издатель Леонид Шумаков, истцом — коллекционер Андрей Васильев, а третьим лицом — Елена Баснер. Тогда Васильев просил признать сделку 2009 года по приобретению картины «В ресторане» незаконной как совершенную под влиянием заблуждения и требовал взыскать с Шумакова $250 тыс. Однако Васильев, обратившийся в суд более двух лет спустя, не предоставил надлежащих доказательств того, что был введен в заблуждение, и в иске было отказано за истечением сроков давности; также была отклонена апелляционная жалоба.

Продолжавшееся три часа заседание по инициативе стороны обвинения было посвящено изучению содержимого системных блоков двух компьютеров Елены Баснер. В них — материалы к экспертизам, которые делала Елена Баснер в качестве сотрудника аукционного дома Bukowskis: фотографии картин, рабочие планы, черновики заключений. За многие годы искусствовед собрала огромный электронный архив иллюстративного материала — старые газеты, журналы, каталоги: всего в компьютере нашлось 507 (не считая вложенных) папок с фотографиями, сделанными самой Баснер или по ее просьбе. В их числе и «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева — наиболее полный прижизненный источник по творчеству Бориса Григорьева. В компьютерах были найдены также многочисленные фотографии произведений Григорьева, сделанные Баснер в Государственной Третьяковской галерее, Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и частном собрании, где в 2011–2012 годах она искала подтверждения своему убеждению в подлинности принесенной ей работы «В ресторане». Про фото «Парижского кафе» из собрания Государственного Русского музея, которое в августе 2011 года ей принес Андрей Крусанов, Елена Баснер сказала: «Я всегда обращала внимание на этот розовый мазок, заходящий на перчатку».

В 2007 году Баснер в качестве эксперта аукционного дома на уровне знаточеского анализа, позднее подтвержденного радиологическим исследованием, дала отрицательное заключение о подлинности работы «Мальчик» за авторством Григорьева. «Мальчик» происходил из стокгольмской коллекции Владимира Белевича — его в начале 2007 года тогдашний владелец аукционного дома Густаффсон представил Баснер как одного из своих клиентов. Из того же источника происходила работа Николая Сапунова «Театр»; Елена Баснер ошибочно признала ее подлинной на основании визуального анализа и признает свою ошибку. Работа с сертификатом была продана с аукциона в Стокгольме московскому коллекционеру Марии Юсуповой, затем химический анализ показал наличие фтолоцианиновых пигментов, появившихся в конце 1930-х годов. Позднее схожая композиция, атрибутированная Сергею Судейкину, была найдена Еленой Баснер в каталоге собрания Петра Авена. В апреле 2009 года в Петербурге эксперту принесли работу Николая Калмакова 1908 года в очень плохой сохранности — под названием «Похищение» она была воспроизведена в журнале «Солнце России», что позволило дать положительное заключение. Всего за время работы Еленой Баснер было выполнено несколько десятков экспертных заключений.

Как эмоционально выразилась судья, Судейкин, Сапунов, Калмаков «к нашей истории отношения не имеют» и из уважения к участникам процесса она вынуждена терпеть, пока сторона обвинения не предъявит свои доводы. Пострадавший Андрей Васильев в вопросах, обращенных к Елене Баснер, делал сложные обвинительные умозаключения и в результате сам был вынужден отвечать на серию вопросов одного из адвокатов Баснер Марины Яниной.

«Мы находимся в папке „Лена“», — сказал прокурор, открывая файлы на втором компьютере подсудимой, где был найден текст экспертного заключения 2007 года, признающего подлинность работы Бориса Кустодиева «Осень», позднее вошедшей в каталог подделок, изданный Росохранкультурой. Елена Баснер была растеряна: раньше она утверждала, что не занималась работой Кустодиева, поэтому появление такого заключения не смогла пояснить.

В финале заседания сторона обвинения предъявила выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой Владимир Белевич является одним из учредителей занимающегося оптовой торговлей ООО «МТБ», а среди соучредителей встречается имя Муслима Сабирова, который приносил работу «В ресторане» на экспертизу в Центр Грабаря в 2009 году. По мнению обвинения, это обстоятельство связывает всех лиц в данном деле, но судья отказалась приобщить документ: с такой мотивировкой его невозможно отнести к предмету доказывания. Надо напомнить, что Елена Баснер не знает Сабирова, который до сих пор не был найден и допрошен.

Рассмотрение дела продолжится 11 ноября: процесс набрал уверенный темп, и ближайшие слушания будут проходить каждую неделю.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+