Через год после торжественного открытия обновленного здания Музей Пикассо в Париже вновь преподносит сюрпризы. В честь своего 30-летия здесь впервые представят самую крупную в мире коллекцию работ Пабло Пикассо. Президент музея Лоран Ле Бон старается воодушевить сотрудников и восстановить репутацию учреждения после сомнительной реновации, растянувшейся на пять лет.
Директор планирует устраивать выставку одного молодого и одного признанного современного художника каждый год. С октября француз Рафаэль Денис показывает инсталляцию, отсылающую к теме разграбления предметов искусства фашистами. За ним в марте последует выставка испанского художника Мигеля Барсело.
Ле Бон хочет найти новых партнеров и сделать коллекцию более узнаваемой. Раньше среди кураторов музей «славился жадностью», ревностно оберегая свои экспонаты. Впервые за его историю 50 работ отправились в нью-йоркский Музей современного искусства на выставку Скульптура Пикассо. В свою очередь, МоМА в марте отправит в Париж работы из собственного собрания, которые войдут в ретроспективу, посвященную бронзам художника.
Лоран Ле Бон также планирует делать две большие выставки в сезон. В 2017 году он обещал представить экспозицию, посвященную Ольге Хохловой, первой жене Пикассо, которую мастер запечатлел в своих рисунках в стиле Энгра (раньше они не были оценены искусствоведами по достоинству). Следующая экспозиция музея будет целиком отдана 1932 году, когда Пикассо делает скульптуру Голова женщины (портрет его возлюбленной Мари-Терез Вальтер), ставшую символом периода «большой эротики». Также на будущий год Ле Бон наметил крупную выставку в партнерстве с Фондом Альберто и Аннет Джакометти, где впервые будут проводиться параллели между работами Пикассо и Альберто Джакометти.
Показ новой постоянной коллекции — первая инициатива Лорана Ле Бона после скандального увольнения с поста директора музея в прошлом году искусствоведа Анны Бальдассари (в рамках неофициального соглашения с музеем Бальдассари уже после своего ухода занималась дебютной выставкой после повторного открытия музея).
Пересмотр коллекции был сделан, чтобы показать, что «Пикассо — исследователь и ученый, а не бренд», объясняет Ле Бон. «Мы хотим, чтобы люди, попадая в его студию, видели личность, человека, видели всю его повседневную жизнь». На выставке, занимающей 40 залов, представлено около 1 тыс. объектов, в том числе 400 открыток, писем и газетных вырезок. На первом этаже музея кураторы постарались воссоздать дух и атмосферу эпохи, в которую жил художник, выставив, например, пару крошечных проволочных скульптур и открытку от Сальвадора Дали. Хронологическая экспозиция на втором этаже начинается с прибытия Пикассо в Париж в 1900 году и завершается его ретроспективой в Авиньоне в 1973-м.
Верхние этажи — тематические: одна галерея посвящена политической жизни Пикассо, другая рассказывает историю его взаимоотношений с моделями, дружбы с художниками Жоаном Миро и Анри Матиссом. Новая экспозиция призвана проиллюстрировать «рабочий процесс художника, сделав архивы центром выставки, связав их со скульптурами и картинами», говорит Ле Бон. Коллекция музея, которая досталась ему от семьи и Фонда Пикассо, включает в себя почти 5 тыс. произведений искусства и 200 тыс. архивных документов.
Публика с энтузиазмом открывает для себя великого мастера современного искусства во дворце, носящем его имя. За прошедший год здесь побывало почти 1 млн посетителей. Причем 70% из них — французы, и это замечательный показатель для национального музея (70% посетителей Лувра — иностранцы).
Тем не менее непродуманная реновация, ставшая причиной увольнения Бальдассари, оказывается большим препятствием в перепланировке экспозиции. Пока на территории нет офиса для дирекции и персонала, а прилегающее здание еще на реконструкции. Также нет отдельной выставочной галереи или пространства для промежуточного хранения работ, а кафе и лекторий недостаточно большие для музея такого формата.
Стиль управления Лорана Ле Бона выгодно отличается от методов его предшественницы, критикуемой за чрезмерную авторитарность. Он «обсуждает основные аспекты организации выставки и экспозиции с сотрудниками, и каждый из нас курирует свой раздел», рассказывает Эмили Бювар, одна из четырех кураторов музея.