150-летие художницы и звезды богемного Парижа начала XX века Сюзанны Валадон празднуют у нее дома — в Музее Монмартра. Здесь, в частном особняке на Рю Корто, 12–14, где находились мастерские многих художников, с 1912 по 1926 год Валадон жила с сыном Морисом Утрилло и своим вторым мужем Андре Уттером. Этой «проклятой троице», как их называли в художественных кругах, и их совместной жизни — скандальной, хмельной и творчески плодотворной — и посвящена выставка.
Мари Клементин Валад (настоящее имя Валадон) начинала натурщицей. Как-то, разнося по домам белье, которое гладила мать, она позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Тот сразу увидел в этой девочке с сильным крупным лицом и скульптурным телом идеальную модель и любовницу. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари. Кокетка с аппетитными формами в Городском танце и в знаменитом Танце в Буживале Огюста Ренуара, широкоплечая девица, заплетающая волосы в его же Косах, задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в Похмелье Анри Тулуз-Лотрека — все это Сюзанна Валадон.
Сюзанной ее назвал Тулуз-Лотрек за то, что она позировала голой стареющим мэтрам. Но пока блудница проводила с ним бурные ночи на Монмартре, ему было все равно, перед кем она позирует днем. Он же первым увидел ее рисунки. По его совету она показала их Эдгару Дега, повлиявшему на нее больше остальных.
Сюзанна стала любимой музой Монмартра. Настолько любимой, что отцовство ее сына Мориса никто так и не признал. Сына она отдала на воспитание матери, сама же ушла с головой в творчество. Она много пишет маслом, в ее картинах много цирка — воспоминания о нескольких годах, проведенных на трапеции. Дега дает ей уроки гравюры и знакомит с галеристами. Пока она совершенствовала свое владение кистью, ее малолетний сын спивался, став алкоголиком едва ли не в 13 лет. Ситуация усугублялась психическими проблемами, и Сюзанна решила пристрастить его к живописи. Так у Утрилло стало две главные страсти в жизни — алкоголь и виды родного Монмартра. На площади Пигаль его дразнили Литрилло: тут все знали буйного пьяницу, который готов продать свои картины за стакан чего-нибудь покрепче. Критики считали, что на него повлиял Писсарро, — Утрилло на это отвечал, что не видел других работ, кроме картин своей матери. Он же познакомил ее с Андре Уттером. 28-летний электрик и художник-любитель, младше Мориса на каких-то три года, позировал Валадон для картины Адам и Ева. Евой была она. Оба, естественно, обнаженные. Дальше последовал развод, скандалы с сыном и тщетные попытки ужиться под одной крышей новым составом: она, Морис и Андре Уттер. Спустя век им наконец-то это удалось.