18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Три выставки недели

Живопись соцреализма в Манеже, традиционная японская керамика раку в ГМИИ им. А.С.Пушкина, авторский проект чешского художника Иржи Давида в Московском музее современного искусства

Масштабная выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.», открывшаяся в Манеже, включает более 80 известнейших произведений времени расцвета этого официального в СССР и считавшегося единственно верным направления во всех видах искусства, обладавшего, помимо жестких идеологических предписаний, и своей, узнаваемой сегодня эстетикой. Работы для этого проекта из своих собраний щедро предоставили многие российские музеи, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России. На эффектно оформленной и разделенной на 12 экспозиционных залов главной выставочной площадке страны можно увидеть хрестоматийные произведения практически всех признанных мастеров советского искусства: Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Павла Корина, Александра Лабаса, Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Аркадия Пластова — и других, не менее значимых художников первой половины XX века. Произведения на выставке действительно все узнаваемы, зато нова ее концепция, под которую тематически и выстроена экспозиция: зрителю предлагают не только вспомнить соцреализм, ставший уже частью истории отечественного искусства, и оценить мастерство ведущих его представителей, но и проникнуться тем жизнеутверждающим романтическим пафосом советской эпохи, времени больших надежд, который подпитывал их творчество. До 22 ноября.


Выставки, посвященные японской культуре, — не частые гости в Москве. Нынешняя, «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше», представляющая древнюю традиционную керамику раку и связанную с ней чайную церемонию, подготовлена вместе с японскими музеями и благодаря им. В экспозиции — разнообразные предметы для чайной церемонии, которые создавались до сих пор почитаемыми в Японии мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий. Ее родоначальником был гончар Тёдзиро, которому в знак особого признания была дарована фамилия Раку (в переводе с японского «радость, наслаждение»). Мастера этой прославленной династии не только бережно хранили традиции предшественников, но и создавали свою эстетику, стиль и изобразительный язык в керамике. Большая часть экспонатов — из коллекции Музея Раку в Киото, основанного в 1978 году одним из мастеров легендарной династии. Кроме того, на выставке можно увидеть японскую живопись и каллиграфию XVI–XVIII веков, произведения таких больших мастеров, как Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Как уверяет нынешний глава династии Китидзаэмон XV, такую развернутую экспозицию произведений раку не всегда увидишь даже в самой Стране восходящего Солнца. До 15 ноября.


Иржи Давид, представлявший на Венецианской биеннале 2015 года Чехию, — один из самых известных современных художников этой страны. На выставке в Московском музее современного искусства можно ознакомиться с его творчеством за последние 30 лет. Художник работает в самых разных медиа: здесь и живопись, и фотография, видео, инсталляции и объекты. Диапазон тем, которые волнуют Давида, тоже весьма широк: от социокультурных, политических до гендерных. Концепция выставки придумана самим автором, как и ее название «Приквел» (произведение, посвященное событиям, хронологически предшествующим тем, что описываются в ранее созданном произведении). Он решил посмотреть на свое прошлое творчество как бы с высоты сегодняшнего опыта, понять, что его заставляло в какие-то моменты своей биографии, под влиянием определенных общественно-политических событий обращаться к тем или иным медиа и темам. В результате на первый взгляд разные периоды, разные произведения, техники и темы вдруг оказались близки друг другу или, наоборот, вступили в конфликт. Помимо знаковых работ художника, на выставке представлены и совсем новые — из серий «Инструкции» (2013–2014), «Данное мне время» (2014) и «Наш сад» (2014). До 6 декабря.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+