18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На три года позже, зато про всю историю человечества сразу

№38
Материал из газеты

Обновленный Музей человека начинается с доисторических времен и устремляется в будущее

Ведущий антропологический музей Франции, Музей человека, открылся после масштабной шестилетней реконструкции. Филиал Национального музея естественной истории, он расположен в парижском дворце Шайо, с видом на Сену.

Реновация, стоившая €92 млн французскому Министерству высшего образования и научных исследований, закончилась на три года позже графика. В ходе реставрации обнаружились невидимые повреждения: растрескался бетон, на который положили полы дворца Шайо в 1930-е годы.

Обновленный музей — 2,5 тыс. кв. м постоянных экспозиций, освещающих эволюцию человечества с доисторических времен по настоящее время. Хотя музей был вынужден пожертвовать 237 тыс. экспонатов Музею на набережной Бранли, который открылся в 2006 году, в его коллекции остается более 700 тыс. артефактов. Они представлены в трех тематических залах: Кто мы?, Откуда мы? и Куда мы идем? Мы обратились к кураторам с просьбой назвать ключевые, по их мнению, объекты в обновленном музее.

Кто мы?

Бюст Асенат Элеоноры Элизабет (1856)
Выбор Марин Мерлин, дизайнера выставок

«Бюст был отлит после экспедиции принца Наполеона по северным морям в 1856 году. Антропологи делали гипсовые слепки самых колоритных, на их взгляд, представителей местного населения. Эту женщину из народа инуитов, живущих в Гренландии, отлил Жан-Бенжамен Шталь. Тогда ей было 27 лет. Она появится в огромном собрании из 90 бюстов из различных экспедиций XIX века. Так мы хотели проиллюстрировать этот момент в истории познания человеком человека».

Откуда мы?

Фотографии коллекции отпечатков наскальных рисунков Анри Лота
Выбор Патрика Пайе, археолога, изучающего доисторическую эпоху

«У нас есть более 1,2 тыс. бумажных копий великолепных наскальных рисунков и резьбы, обнаруженных в горах Юго-Восточного Алжира. Они были собраны за четыре экспедиции во главе с этнографом Анри Лотом между 1956 и 1962 годами, целью которых было зафиксировать археологическое наследие наскального искусства графически и фотографически. Роковая ошибка была в том, что они намочили стены, и это в некоторых случаях привело к проблемам консервации. Но и копии — настоящие произведения искусства сами по себе. Даже если они где-то не соответствуют действительности, они представляют собой уникальный образец наскального искусства Сахары».

Куда мы идем?

Сенегальский автобус
Выбор Алена Эпельбойна, медицинского антрополога

«Автобусы, экспортировавшиеся из Франции во все ее колонии после Второй мировой войны, до сих пор активно используются в качестве общественного транспорта, например, в Сенегале. Их регулярно ремонтируют и подкрашивают, хотя ходят упорные слухи, что скоро весь автопарк Даара обновится и на смену этим устаревшим моделям в 2018 году придут новенькие машины из Азии. Транспортная администрация Дакара любезно предоставила нам экземпляр такого автобуса. Он будет выставлен в зале, посвященном современной глобализации, как объект, многократно переосмысленный в рамках местной культуры — как технически, так и художественно». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+