18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мумии отправляются в путешествие

№38
Материал из газеты

Благодаря сканированию на компьютерном томографе сокровища из чикагского Музея естественной истории Филда раскрывают свои тайны. Теперь их ждет масштабное турне, стартующее в Лос-Анджелесе

Короткие стрижки и тугие локоны, напоминающие прически французских кинозвезд, восковые фигурки богов и оставленные в теле инструменты для бальзамирования, признаки туберкулеза, а в некоторых случаях даже пол мумифицированного — вся эта информация так и осталась бы неизвестной, если бы в чикагский Музей естественной истории Филда не привезли портативный аппарат компьютерной томографии (КТ) для египетских и перуанских мумий из его коллекции.

Справка

Кот в мешке

На выставке представлены три мумии кошек, заставляющие задуматься о природе понятия «подделка». Внешне они практически идентичны, но КТ-исследование показало, что на этом сходство заканчивается.

В одной из них находится настоящая мумифицированная кошка, другая пуста, а третья набита «кожей, галькой и куриными объедками», говорит сотрудник Музея Филда Дж.П.Браун. По его словам, третья мумия практически несомненно представляет собой древнюю подделку. Ученый указывает на письменные свидетельства о наказаниях древнеегипетских жрецов за продажу поддельных мумий животных. В Древнем Египте мумификация была прибыльным ремеслом, и храмы штамповали мумии сотнями тысяч, продавая их по заоблачным ценам. При этом, по мнению Брауна, пустые мумии были не подделкой, а просто более дешевым вариантом для тех, кто не мог позволить себе настоящую мумию.

«Достаточно взять любой из этих древних артефактов в руки, чтобы понять, что внутри них нет останков животного. Совершенно исключено, чтобы в те времена делалось такое огромное число пустых мумий, и никто не заметил бы обмана, — говорит он. — [Поначалу] я тоже купился на предположение о том, что и это подделка, но теперь считаю, что это просто более дешевый вариант, сделанный для представителей низших классов, не обладающих большими средствами».

Еще…

Вооружившись новой информацией, этот музей, где хранится одна из самых больших в США коллекций человеческих мумий из Египта и Перу, теперь отправляет более десяти экспонатов в масштабное выставочное турне. Передвижная выставка Мумии. Новые секреты гробниц рассказывает о повседневной жизни, верованиях и обычаях древних народов разных континентов. Само компьютерное сканирование занимает всего пару минут, а вот на анализ изображений ушли месяцы. «Мы получили около 100 Гбайт данных и провели уйму времени за мониторами», — рассказывает помощник реставратора-консерватора Музея Филда Дж.П.Браун. Он сравнивает КТ-технологию с «огромным рентгеновским станком для нарезки колбасы», который «проходит» сквозь тело и создает серию изображений-срезов — в отличие от обычного рентгена, который не способен просветить такие плотные объекты, как кость. «На КТ-снимках обнаруживаются самые странные объекты, которые трудно увидеть другими способами», — говорит Браун и добавляет, что часть увиденного не согласуется с тем, что написано в музейных каталогах.

Так, его поразило КТ-изображение Позолоченной дамы — египетской мумии римского периода, находящейся в коллекции музея с 1893 года: оказалось, что у нее прическа «как у пуделя». «Виденные нами до сих пор мумифицированные тела в большинстве своем принадлежали мужчинам с обритыми наголо головами, так что увидеть такую изысканную прическу было по-настоящему удивительно», — отмечает он.

Работники музея приложили все усилия для того, чтобы обеспечить безопасность мумий во время переезда из Чикаго в Лос-Анджелес, расстояние между которыми составляет около 2,8 тыс. км. Раньше это было технически неосуществимо.
«Они одновременно тяжелые и хрупкие, а это худшее из возможных сочетаний, когда речь идет о транспортировке, — говорит Дж.П.Браун. — Легкие и хрупкие объекты — это ничего страшного, а вот тяжелые и хрупкие — это просто кошмар». Особенно сильное беспокойство вызывали высокочастотные вибрации, которые могли возникнуть во время перемещения.
Пришлось также сделать специальные подложки и ящики, снабженные изоляцией и слоями, задерживающими влагу. Поддержание нужного уровня влажности — вечная проблема при работе с органическими материалами любого возраста. «Повышенная влажность провоцирует рост плесени, а пониженная — растрескивание, — объясняет Браун. — Создание этих ящиков было по-настоящему трудной задачей. Но мы с ней прекрасно справились. По счастью, экспонаты, судя по всему, добрались на выставку в Лос-Анджелесе в хорошем состоянии». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+