18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Performa отмечает свое десятилетие

Выставочные площадки и сцены Нью-Йорка в очередной раз захватила биеннале перформанса

Первый выпуск Performa открылся десять лет назад, в 2005 году, в Нью-Йорке оперой мало кому тогда известного режиссера Джеспера Джаста. «Думаю, главная сенсация — это то, что мы до сих пор существуем, — говорит основатель и директор биеннале, куратор Роузли Голдберг, автор знаменитой книги «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней». — Идея состояла в том, чтобы поставить перформанс в центр художественного повествования, перестать воспринимать его как искусство периферическое».

По оценкам организаторов, 95% показываемых на биеннале работ создаются специально для Performa; немало из них затем отправляется в мировое турне — во многом благодаря биеннале интерес к этому виду искусства вырос во всем мире. Среди хитов Performa — 12-часовое «Блаженство» Рагнара Кьяртанссона (Performa 11, 2011), в основу которого легла заключительная ария из «Женитьбы Фигаро» Моцарта; навеянная фотографиями из школьного выпускного альбома драма Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32 Plus Майка Келли (Performa 09, 2009); и показанная на первой биеннале нарезка из кадров немого кино Screen Play Кристиана Марклея (Performa 05, 2005).

В этом году Performa началась 1 ноября (продлится до 22 ноября), и проходит она на множестве площадок по всему Нью-Йорку. На большинство представлений вход свободный, поэтому каждый раз проведение фестиваля требует от организаторов героических усилий по сбору средств. Итак, сухая арифметика, стоящая за биеннале.

1. Растущий бюджет

Согласно отчетам, расходы на Performa, которая держится практически на голом энтузиазме организаторов, с 2005 года увеличились почти в четыре раза— с $675 тыс. до $2,5 млн в прошлом году (включая биеннале 2013 года). По словам главного продюсера биеннале Эсы Никль, это связано с расширением программы и увеличением административных расходов, включая аренду площадок, затраты на организацию и выплаты сотрудникам.

2. Небольшая команда

Команда Performa за эти же годы увеличилась почти втрое. В 2005 году она состояла из Голдберг, Никль и их ассистента, а сегодня в организации уже восемь штатных сотрудников.

3. Перформансы

В среднем в рамках каждой биеннале Performa проходит 104 мероприятия, их число колеблется от года к году. Так, в 2005-м их было всего 50; 90 удалось организовать в 2007-м; рекордные 180 представили в 2009 году; 108 собрали в программе 2011 года; 119 — в 2013 году; и снова упадок — только 77 на этот раз.

4. Расходы

Провести биеннале стоит около $1 млн. Сюда не входят перформансы раздела Consortium, которые являются частью Performa, но постановку которых берут на себя другие организации, — это около половины программы каждой биеннале.

Львиная часть средств уходит на Commissions — специальные заказы, которых около десяти в выпуске (причем на каждый выделяется приблизительно по $60 тыс.), и Projects — небольшие работы (со средним бюджетом около $18 тыс. каждая), их, как правило, от 10 до 25. Основные статьи расходов — это гонорары художникам и актерам; производство; аренда площадки и оборудования; реквизит; дорожные расходы.

5. Сбор средств

Каждый год для Performa собирают около $50 тыс. Однако, согласно налоговым декларациям, спонсоры внакладе не остаются. Например, один только ужин-перформанс, организованный художницей Дженнифер Рабелл в прошлом году в бывшем офисе банка в Бруклине, принес $356 тыс. Место за столом стоило $1,5 тыс., что не отпугнуло 386 человек, пришедших на прием, где официанты сверкали голыми ягодицами, а десерты приходилось извлекать из столов при помощи молотка, и еще 206 гостей afterparty.

6. Источники финансирования

Вход на большинство представлений биеннале свободный, так что доход от продажи билетов небольшой. Всего лишь 2% бюджета Performa обеспечивают местные и государственные художественные фонды и институции. Это, конечно, капля в море для фестиваля международного уровня, но в США традиции проведения таких мероприятий нет, поэтому, по словам Никль, четкой схемы финансирования до сих пор не выработано.

Остальные 98% удается собрать благодаря частным лицам (28%), фондам (21%), активной деятельности самих организаторов (39% с помощью акций по сбору средств, привлечения спонсоров к совместным заказам и продюсированию, международным турам) и зарубежным организациям, обычно государственным, которые выделяют средства на продвижение своих художников в США (10%).

Сотрудничают также, по словам Никль, с некоторыми частными галереями, «поддерживающими Performa филантропически». Из 47 специальных перформансов в разделе Commissions на нынешней биеннале 15 спонсировались галереями (остальные — рекламным агентством Saatchi & Saatchi и онлайн-аукционом Paddle8).

7. Коллекционеры

Performa удается держаться на плаву, привлекая коллекционеров, говорит Голдберг. «Меня часто спрашивают о том, как соотносится перформанс с арт-рынком, и это довольно-таки интересно: в этом случае коллекционеры становятся кураторами, вместо того чтобы купить готовую работу и просто повесить ее на стену. Я объясняю нашим коллекционерам, что каждый доллар, который они вкладывают в свои стены, они могли бы вернуть обществу, поддерживая живое искусство, которое делается здесь и сейчас», — рассказывает она.

«Я помогаю им увидеть, как это волнующе — участвовать в создании произведения искусства, — поясняет директор биеннале. — Когда кто-то пишет картину в студии, это совсем другое, ведь вы не можете быть вовлечены в процесс, как здесь. И им интересно быть частью этого. На протяжении веков шедевры создавались благодаря меценатам, которые покровительствовали художникам, помогая им творить вечное».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+