Ключевые для русского арт-рынка аукционы пройдут в Лондоне совсем скоро — с 30 ноября по 2 декабря. Аукционные дома уже опубликовали каталоги предстоящих торгов русской живописью, графикой и прикладным искусством. И часть топ-лотов даже покажут в Москве.
На рынке русского искусства, который в последние годы поддерживали почти только русские покупатели, спад. Зимние торги 2014 года прошли не очень хорошо, а летние 2015 года — и того хуже. Уже летом обычный график аукционов немного скорректировали: Sotheby’s отменил парадные и дорогие вечерние торги. В остальном же аукционные дома стараются держаться традиции, что ныне трудновато: привыкшие к взвинченным ценам продавцы требуют миллионов, а пострадавшие от кризиса покупатели совсем на них не готовы. У всех домов аукционные каталоги стали тоньше, а эстимейты в них скромнее. Как минимум двое участников «русской недели» — Christie’s и Sotheby’s — планируют предаукционные показы в Москве. Достойных и интересных работ будет немало, но с шедеврами туго, поэтому в список топ-лотов попадают имена, прежде в них не бывавшие.
«В нынешней ситуации лучше повторить тот рецепт, который хорошо работает последние несколько лет», — считает глава русского Christie’s Алексей Тизенгаузен. Каталог этого аукционного дома выглядит традиционно, даже консервативно. Впрочем, за одним исключением: среди топ-лотов, пейзажей Алексея Боголюбова (эстимейт £180–220 тыс. за пару) и императорского портрета Георга Доу (£100–150 тыс.), обнаруживается работа Ильи и Эмилии Кабаковых «Под снегом № 18» (£180–250 тыс.). А на сайте Christie’s можно даже найти интервью с художниками под названием «Воображаемая русская реальность».
В Москву Christie’s привезет небольшую предаукционную коллекцию, которую в течение четырех дней (с 12 по 15 ноября) можно будет увидеть в бутике Tourbillon на Петровке. Тут будут топ-лоты сразу нескольких торгов — импрессионизма, модернизма, сюрреализма, старых мастеров — и немного русского искусства. Из традиционного русского состава Christie’s здесь редкая коллекция фарфоровой скульптуры XVIII века из серии «Народы России» (эстимейты варьируются в пределах от £15 тыс. до £30 тыс.), некогда принадлежавшая графу Луи де Йонг д’Ардуа, бельгийскому дипломату, служившему в России в 1860-х годах. Или портсигар фирмы Фаберже, который Николай II подарил французскому летчику (и хозяину авиастроительной фирмы) Леону Морану, побывавшему в 1910 году на «авиационном шоу», как бы теперь назвали, в Петербурге (£40–60 тыс.). Еще из неожиданного на выставке (то есть обычно несвойственного этому аукционному дому, который всегда сторонился русского современного искусства) — картина подпольного советского художника Василия Ситникова «Автопортрет с воронами на фоне Кремля» 1970 года из частного итальянского собрания (£70–90 тыс.).
Аукционный дом Sotheby’s позволял себе больше экспериментов в подборе работ — на чем иногда добывал себе лавры лидера, а иногда и нет. Эстимейты тут выше, диапазон работ больше — это заманчивее и рискованнее. Среди топ-лотов — «Портрет княгини Варвары Голицыной», созданный в 1779 году Дмитрием Левицким, одним из основателей школы русской портретной живописи (оценка £250–350 тыс.). В том же списке написанный 200 лет спустя портрет девочки на игрушечной лошадке — это «Айдан» кисти Таира Салахова, советского классика (авторское повторение полотна 1967 года, ныне хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, сделанное для выставки в Токио в 1980 году и там же проданное) (£250–350 тыс.). А самым дорогим на торгах, согласно эстимейту, является «Рамаяна» 1931 года Бориса Григорьева, сделанная без тени характерного для художника гротеска и иронии и посвященная Махатме Ганди (£600–800 тыс.). Будет на аукционе и послевоенное и современное искусство — от полуофициального Виктора Попкова («Три художника», 1962, £180–260 тыс.) до «нового академика» Георгия Гурьянова («Моряк», 2006, £40–60 тыс.).
Sotheby’s тоже устраивает предаукционный показ в Москве: с 19 ноября в маленьком выставочном зале при офисе «Сотбис. Россия» будут показывать коллекцию графики Наталии Гончаровой, которая имеет все шансы стать гвоздем сезона. Чуть ли не сотню рисунков, театральных эскизов, проектов тканей и платьев некогда приобрели у художницы владельцы магазина Лефевр-Фуане, торговавшие товарами для художников. Магазин был на бульваре Монпарнас, и его владельцы принимали вместо оплаты картины и рисунки живших поблизости художников на протяжении четырех десятилетий. Легко представить, какая собралась коллекция. Позднее рисунки Гончаровой перешли к другому владельцу и ныне вкупе оцениваются почти в £1 млн.
«В данный момент покупатели отдают предпочтение самым лучшим вещам либо вещам с привлекательным, низким эстимейтом», — говорит руководитель отдела русского искусства аукционного дома Bonhams Дарья Черненко. Этому аукционному дому приходилось бывать на Олимпе арт-рынка благодаря продажам уникальных, позабытых в американском захолустье работ Василия Поленова или Николая Рериха. В нынешних условиях на такое везение рассчитывать трудно, однако кропотливость в отборе произведений, особенно прикладного искусства, и скромность эстимейтов остаются при Bonhams всегда. Топ-лотом предстоящих торгов будет «Поцелуй» Павла Сведомского, академиста и романтика. Это полотно чуть ли не лучшее в наследии художника и, несомненно, лучшее из того, что появлялось на рынке. Под влиянием модерна художник, уже показав картину на выставке Санкт-Петербургского общества художников, слегка переписал ее, добавив модной меланхолии и убрав дробные детали. Полотно оценено в £80–120 тыс. В целом коллекция Bonhams очень небольшая.
Этот аукционный дом всегда действует решительнее других — и осенью нынешнего года провел внеочередные торги советским и современным искусством, получив за картину Александра Дейнеки £2,2 млн. Поэтому коллекция предстоящих торгов формируется вокруг классики: тут, например, будут представлены три лирических пейзажа Исаака Левитана из израильской семейной коллекции. «Половодье», «Лесная поляна» и «Дерево у озера» поэтичны и непритязательны мотивом, то есть предлагают именно то, чего все ждут от художника (эстимейты £250–300 тыс., £120–180 тыс. и £35–50 тыс.). Прямую противоположность им представляет собой «Римския оргия» Вильгельма Котарбинского, прозванного «русским Альма-Тадемой». Небольшой вариант сюжета (он известен еще в двух монументальных размерах) с нагими красавицами, белыми лебедями и гирляндами цветов оценен в немалые £550–900 тыс. Примерно такую же сумму предполагается получить за «Вид римской Кампаньи» Федора Матвеева, русского пейзажиста XVIII века, который предпочел итальянские идеальные виды скромности российских просторов. Работы его очень редко встречаются на рынке.