18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонская Национальная галерея не хочет отдавать Матисса

Национальная галерея в Лондоне отклонила притязания на портрет кисти Анри Матисса, уцелевший во время бомбардировок Германии в ходе Второй мировой войны. Потомки модели, художницы Греты Молль, утверждают, что картина была незаконно присвоена, после того как подруга семьи вывезла ее из советского сектора в Берлине в Швейцарию в 1947 году.

Справка

Из Берлина в Лондон

Грета и Оскар Молль входили в число пяти учеников Анри Матисса, когда он начал давать уроки живописи в парижской студии в 1908 году. Оскар заказал Матиссу портрет своей 23-летней жены. Перед Первой мировой войной художник и молодая пара стали близкими друзьями.

В 1949 году портрет Греты Молль приобрела Сара Блаффер, дочь основателя нефтяной компании Texaco. Позднее полотно было продано некоему швейцарскому коллекционеру. В 1979 году Национальная галерея купила его у лондонского дилера Лефевра. Большая часть стоимости картины, на тот момент составлявшей £450 тыс., была выплачена благодаря государственной субсидии.

Еще…

Национальная галерея приобрела «Портрет Греты Молль» (1908) — полотно, занимающее важное место в наследии Анри Матисса, — в 1979 году. По словам представительницы музея, у них «безупречные права на эту картину». В 1997 году Национальная галерея передала работу в долгосрочное пользование галерее Тейт. До сентября этого года там она и находилась в составе коллекции ХХ века, сейчас картина временно перенесена в хранилище.

Нью-йоркский адвокат Дэвид Роуленд, представляющий интересы наследников Молль, обратился к британским властям с официальной просьбой о возвращении картины. В случае если она не будет удовлетворена, «семья Молль подаст в соответствующий суд иск к Национальной галерее и Соединенному Королевству с требованием вернуть полотно», объясняет Роуленд, уточняя, что его обращение должен рассмотреть Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению. Однако область компетенции совета ограничивается периодом нацизма (1933–1945), так что утрата, случившаяся в 1947 году, не подпадает под его юрисдикцию.

Доверено подруге

История полотна после Второй мировой войны сложна и запутанна. В 1937 году нацисты обвинили Молль и ее мужа Оскара (оба они были художниками нееврейского происхождения) в создании «дегенеративного искусства». Тем не менее супруги пережили войну, хотя их берлинский дом был разбомблен. В начале 1947 года они приняли решение переехать в Уэльс, где жила одна из их дочерей, но в августе того же года Оскар скончался.

Портрет, который супруги хранили как зеницу ока на протяжении почти 40 лет, был единственным сколь-нибудь ценным имуществом Греты Молль. Оказавшись после раздела Берлина в советском секторе, она опасалась получить отказ на вывоз полотна в Великобританию. Поэтому доверила его своей подруге Гертруде Джамарани, ехавшей к мужу в Иран через Швейцарию. Та согласилась переправить работу в Цюрих швейцарскому дилеру. Считается, что это была галеристка Хайди Фолмеллер.

В Швейцарии Джамарани оказалась в затруднительном положении, поскольку местные власти препятствовали ее выезду с маленьким ребенком в Иран. У нее кончились деньги, и она заняла их у дилера под залог картины. По-видимому, позднее галеристка продала работу. Дочери Молль Бригитта и Мелита считают, что в конце 1940-х годов их мать предпринимала попытки вернуть полотно и обращалась к швейцарским властям.

В 1979 году, через два года после смерти Греты, ее портрет оказался в Национальной галерее. Дочери располагали лишь обрывочной информацией о событиях 1947 года и опасались сложностей, которые могли возникнуть в связи с подачей официального требования. До недавнего времени они практически ничего не предпринимали, пока несколько лет назад за их дело не взялся Роуленд.

Лакмусовая бумажка

Теперь потомкам Молль предстоит решить, обращаться ли с этим делом в суд. Они могут столкнуться с двумя проблемами: во-первых, каким образом предоставить достаточный фактический материал об утрате картины в 1947 году, и во-вторых, как объяснить, почему они не начали действовать в 1979 году, сразу после приобретения работы Национальной галереей?

В связи с этим делом возникает и вопрос о том, почему в 1979 году галерея не стала выяснять, как портрет оказался не в собственности семьи Молль. Несмотря на то что тогда о незаконном присвоении имущества в период нацизма беспокоились куда меньше, чем сегодня, музей был обязан запросить дополнительную информацию о том, почему портрет был продан в неспокойные 1940-е, хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что приобретает его у законных владельцев.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+