18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портретист скорости

В ЖЗЛ вышла биография Александра Лабаса, художника, верившего в себя и в человечество.

По-настоящему творческая, не ученическая, жизнь Александра Лабаса началась в продуктивные и смелые 1920-е годы. Он учился и преподавал во Вхутемасе, входил в Общество художников станковистов (ОСТ), но писал: «Меня вспомнят не как ОСТовца, а как Александра Аркадьевича Лабаса», то есть искал свой личный путь в искусстве. Главной темой Лабаса стала скорость: герои его картин едут, летят, плывут — все они пассажиры, пересекающие пространство. Самолеты и дирижабли, пароходы, трамваи, метро — герои и персонажи его главных картин. Причем дирижабли не зависают в небе, а плывут по нему. Самолеты не просто летят, а пронзают небо.

Книга о Лабасе вышла в серии «Жизнь замечательных людей», это не искусствоведческий труд, а настоящая биография. Не нарушая законы, заданные жанром, не теоретизируя, Наталия Семенова пишет историю жизни художника, основанную на архивных документах. Лабас прежде всего видел себя художником и многие годы вел дневниковые записи в основном о живописи. Гораздо меньше писал о личном, но и об этом тоже: «Я случайно встретил ее в столовой, она забыла серебряную ложку, а надо сказать, что в те годы все носили с собой ложки. Я нашел и вернул ей ложку, и мы начали встречаться». Так вспоминает он знакомство с первой женой Еленой Королёвой.

В середине 1930-х годов Лабас, как и многие художники, был обвинен в формализме, и 20 лет его станковые работы не выставлялись. Но он не впадал в отчаяние. Петр Митурич однажды пожаловался, что никто его искусством не интересуется. Лабас ответил, что «с искусством так бывает: сегодня не интересуются, а завтра даже очень могут интересоваться». Вера в себя и верность живописи, осознание своего предназначения, рассказывает книга, помогли ему пережить годы безвестности. И дождаться своей персональной выставки, случившейся, когда художнику было 76 лет.

Сегодня у Лабаса много поклонников, картины его — в музеях и высоко, во всех смыслах, ценятся. Их очарование — в свежести взгляда и радости восприятия мира. Они не исчезали с работ художника, несмотря на враждебные оптимизму и вере в прогресс обстоятельства. Лабас вообще был смелым человеком. Самолет, в котором он первый раз поднялся в небо, падал за рейс два раза. Обратным рейсом полетел только один его пассажир — художник Александр Лабас, испытывавший в полете только счастье и гордость за человечество.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+