В ЖЗЛ вышла биография Александра Лабаса, художника, верившего в себя и в человечество.
По-настоящему творческая, не ученическая, жизнь Александра Лабаса началась в продуктивные и смелые 1920-е годы. Он учился и преподавал во Вхутемасе, входил в Общество художников станковистов (ОСТ), но писал: «Меня вспомнят не как ОСТовца, а как Александра Аркадьевича Лабаса», то есть искал свой личный путь в искусстве. Главной темой Лабаса стала скорость: герои его картин едут, летят, плывут — все они пассажиры, пересекающие пространство. Самолеты и дирижабли, пароходы, трамваи, метро — герои и персонажи его главных картин. Причем дирижабли не зависают в небе, а плывут по нему. Самолеты не просто летят, а пронзают небо.
Книга о Лабасе вышла в серии «Жизнь замечательных людей», это не искусствоведческий труд, а настоящая биография. Не нарушая законы, заданные жанром, не теоретизируя, Наталия Семенова пишет историю жизни художника, основанную на архивных документах. Лабас прежде всего видел себя художником и многие годы вел дневниковые записи в основном о живописи. Гораздо меньше писал о личном, но и об этом тоже: «Я случайно встретил ее в столовой, она забыла серебряную ложку, а надо сказать, что в те годы все носили с собой ложки. Я нашел и вернул ей ложку, и мы начали встречаться». Так вспоминает он знакомство с первой женой Еленой Королёвой.
В середине 1930-х годов Лабас, как и многие художники, был обвинен в формализме, и 20 лет его станковые работы не выставлялись. Но он не впадал в отчаяние. Петр Митурич однажды пожаловался, что никто его искусством не интересуется. Лабас ответил, что «с искусством так бывает: сегодня не интересуются, а завтра даже очень могут интересоваться». Вера в себя и верность живописи, осознание своего предназначения, рассказывает книга, помогли ему пережить годы безвестности. И дождаться своей персональной выставки, случившейся, когда художнику было 76 лет.
Сегодня у Лабаса много поклонников, картины его — в музеях и высоко, во всех смыслах, ценятся. Их очарование — в свежести взгляда и радости восприятия мира. Они не исчезали с работ художника, несмотря на враждебные оптимизму и вере в прогресс обстоятельства. Лабас вообще был смелым человеком. Самолет, в котором он первый раз поднялся в небо, падал за рейс два раза. Обратным рейсом полетел только один его пассажир — художник Александр Лабас, испытывавший в полете только счастье и гордость за человечество.