В Московском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка Истории русского балета. До 8 ноября можно увидеть, как художники, скульпторы, фотографы и ювелиры попытались передать мимолетную, стремительную красоту и экспрессию танца и выразить свое восхищение легендами русского балета.
Великой Майе Плисецкой, ушедшей из жизни в мае этого года, посвящена представленная на выставке миниатюра ювелирного дома SASONKO из Санкт-Петербурга. Образ балерины — хрупкой и сильной одновременно — напоминает иконографию Богоматери Оранты с раскрытыми в предстоянии перед вечностью руками. Автора работы, ведущего художника ювелирного дома SASONKO Татьяну Хромосееву, русский балет вдохновил на создание уже трех серий ювелирной коллекции Ballet.
По замыслу, стилю и воплощению в материале ювелирная коллекция сложилась из трех частей — серий Premiere, Cocktail и Concept. Предметы выполнены в комбинированной технике из белого и желтого золота с использованием бриллиантов высокой чистоты и цветных камней. В серии Ballet Cocktail применена техника горячей витражной эмали, которая в сочетании с полихромными камнями позволила художнику приблизиться к смелым колористическим решениям, как у мастеров русского авангарда Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. В форме изделий, их ритмической стилизации проявляется влияние концепций начала XX века: конструктивизма, футуризма, традиций авангарда в скульптуре, театральном искусстве и живописи.
В выставочных залах впервые представлены некоторые уникальные произведения из фондов российских музеев. Так, бронзовая скульптура Майи Плисецкой скульптора-монументалиста Елены Янсон-Манизер не покидала мастерскую с 60-х годов прошлого века. Она соседствует с прекрасной Галиной Улановой в образе королевы лебедей Одетты — выразительные волнообразные движения и необычайную пластику тела мастеру удалось успешно воплотить в застывшей бронзе.
Большая часть экспозиции Историй русского балета посвящена знаменитым «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Здесь представлены эскизы декораций и костюмов Леона Бакста, Александра Бенуа, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и костюмы, сшитые по этим эскизам. Привезли на выставку и авторские реконструкции костюмов к постановкам «Русских сезонов», выполненные из современных материалов театральным художником Анной Нежной.
Посетители также смогут увидеть, как талант знаменитого танцовщика Большого театра Владимира Васильева воплощается не только на сцене, но и в его скульптурах и графике.
Запечатлеть неуловимую красоту движений тела в танце — задача высочайшего уровня. «Передать легкость и утонченность, наверное, самое трудное, — делится размышлениями художник-ювелир Татьяна Хромосеева. — У металла всегда есть вес, а нужно создать ощущение, что ювелирные изделия такие же невесомые и воздушные, как балетные пачки».
Но, кажется, задуманное удалось. Как и другие произведения коллекции Ballet, миниатюра-посвящение Плисецкой получилась очень динамичной. Она реагирует на малейшее прикосновение, легко меняя ракурсы и грани, будто бы воплощая изменчивую природу танца.