18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два англичанина совершили путешествие из Москвы в Петербург и сфотографировали русских призраков

Свою книгу Россия: обособленный мир (Russia: A World Apart) Саймон Марсден (фотографии) и Дункан Мак-Ларрен (тексты) посвятили русским домовым и лешим не случайно. Она получилась довольно сказочной благодаря выразительным черно-белым фотографиям — результатам инфракрасной съемки, превращающей реальный мир в инфернальный. Впрочем, с потусторонним миром у англичан, предпринявших осмотр памятников двух наших столиц и их окрестностей, особые отношения. Судя по списку выпущенных книг, их влекут заброшенные дома и территории, старые города, некрополи, благородные руины.

В Россию почтенные авторы отправились в вечной надежде понять страну, разорванную революцией, коммунистическим режимом, оккупацией и бытовым безразличием к родным памятникам. Страну, как они подчеркивают, где старые усадьбы пострадали больше, чем в каком-либо другом месте мира.

Судя по большому количеству не только фотографий, но и объяснений, МакЛаррен (Марсден умер до начала подготовки издания) уверен: они многое поняли. Но понимание не помешало удивлению. Разницей между ухоженными музейными комплексами Москвы и Петербурга и провинциальной разрухой. Недружелюбием местных жителей (в подмосковном Суханове, например, близком к месту массовых расстрелов и психбольнице), смотревших на путешественников как на инопланетян. Но больше всего удивляло англичан то самое бытовое равнодушие, отсутствие у людей чувства, которое Пушкин называл любовью к отеческим гробам.

Мастерство фотографа и инфракрасное излучение делают разрушенные строения Торосово или Яропольца более эффектными, чем свежевыкрашенный храм Вознесения в Коломенском.

Пафос изображений снижается короткими суховатыми текстами. В них пересказываются сведения из путеводителя плюс пара личных впечатлений путешественников или реплик аборигенов.

Впрочем, главный смысл несут не авторские записки, а многочисленные роскошные цитаты из великой русской литературы и других ценных для понимания страны источников вроде письма Сталина Каменеву. Они всё и объясняют. «Россия счастие. Россия свет. А, может быть, России вовсе нет» — начало стихотворения Георгия Иванова странно читать поанглийски.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+