Выставка, посвященная реализму в ХХI веке, открывшаяся в Государственном Русском музее, скорее попытка угадать, в каком направлении будет двигаться один из магистральных стилей в отечественном искусстве, чем уже сложившаяся картина настоящего — новое тысячелетие стартовало недавно. «Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки», — уточняет куратор проекта Любовь Шакирова. Тем более что и понятие «реализм» давно утратило четкие границы: реализмов сегодня много, и они разные. В том, насколько разные, можно воочию убедиться, пройдясь по экспозиции с работами художников, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990-е годы и позднее. Это и пародийный соцреализм тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, и неоакадемизм Тимура Новикова, и суровая монументальность напоминающих фресковую живопись полотен Ильи Гапонова и Кирилла Котешова. Там же «Человеческий проект» Керима Рагимова — попытка остановить мгновения многократно ускорившейся жизни, зафиксировав их на холсте маслом. В «Рекламной конструкции» Павла Отдельнова та же тема быстротечности времени, символом которой становится автострада с нависшими над ней рекламными щитами. Однако, в какой бы эстетике ни работали представленные художники, уже можно уверенно заявить: потенциал реализма далеко не исчерпан. «Россия. Реализм. ХХI век» открыта до конца января.
Персональная выставка Димитрия Семакова «Структуры времени» в Московском музее современного искусства впервые в одном пространстве объединила главные живописные серии известного художника, создаваемые им на протяжении последних 30 лет в разных странах и городах мира. В экспозицию также включены его новые картины, скульптуры и инсталляции. Основная тема работ Семакова — экспрессивных, эмоционально вибрирующих — архитектура, но не сама по себе, а как некий многозначный символ ушедших эпох, культур и цивилизаций и в конечном счете категории времени как такового. Об этом и названия четырех разделов экспозиции, занявшей четыре этажа музейного пространства: «Врата: возвращение», «Башни: поиск», «Арки: соединение», «Свет: торжество». Своими впечатлениями от встроенных в каждый из этих контекстов картин зрители могут поделиться непосредственно с их автором в социальных сетях, используя хештег или инстаграм-страницу художника. До 6 декабря.
Выставка с интригующим названием «География воздуха» в московском доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» представляет около 40 новых работ живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Никиты Макарова. Если говорить о географии, то она на этой выставке присутствует зримо: городские и архитектурные пейзажи Макарова написаны главным образом в Италии и Франции. Что же касается воздуха, тоже включенного в название проекта, — его в этих легких прозрачных ведутах, продолжающих европейские традиции жанра, тоже более чем достаточно. Работая по старинке темперой на доске, используя вместо мазков точки и штрихи, напоминающие рукотворные пиксели, Макаров постепенно воссоздает увлекший его вид, погружая его в зыбкое, как кружево, и легкое, как дуновение ветра, воздушное пространство. В результате возникают образы, с одной стороны, увиденные глазом нашего современника, с другой — пронизанные ностальгией по ушедшей культуре старой Европы. До 12 декабря.