«Объяснить необъяснимое» — так начинается описание работы Сая Твомбли «Нью-Йорк» в каталоге Sotheby’s. Работа художника с каракулями на сером фоне была продана на торгах за $70 млн.
Американский художник Сай Твомбли может быть отнесен к абстрактным экспрессионистам разве что формально. Мистик и поэт, в то время как его ровесники Роберт Раушенберг и Франц Клайн завоевывали Нью-Йорк, уехал в Рим и остался там навсегда. Его произведения в виде «грифельных досок» покрыты иногда отчасти читаемыми строками, а иногда вовсе неразборчивыми каракулями — то ли ненаписанные стихи, то ли невысказанные чувства. Большинство полотен кроме традиционного для абстрактных экспрессионистов «без названия» имеют подзаголовки, отсылающие к мифологии и чуть ли не к античности. Полотно «Без названия (Нью-Йорк)» (масляная краска и восковой карандаш на холсте, 173×288 см) написано в 1968 году и имеет почетный провенанс из легендарной галереи Лео Кастелли. Эстимейт картины сообщался по запросу, а итог — $70,5 млн — стал рекордом, который перекрыл прошлогоднюю, почти столь же внушительную сумму в $69,6 млн. В целом на аукционе современного искусства, прошедшем в Нью-Йорке, Sotheby’s получил $295 млн. За $47,5 млн ушел «Мао» Энди Уорхола, за $23 млн — «Номер 17» Джексона Поллока.
Накануне торги «Послевоенное и современное искусство» проводил Christie’s — общая сумма у этого дома достигла $332 млн. Самым дорогим произведением стала шелкография Энди Уорхола «Четыре Мэрилин» ($36 млн), а для итальянского авангардиста Лучо Фонтаны был достигнут рекорд стоимости: его «Пространственный концепт» c подзаголовком «Божественный порядок», напоминающий золотое яйцо с дырками, продан за $29,2 млн.