Марина Абрамович, самая известная в мире художница-акционистка, выступит в роли ответчицы по иску о нарушении условий контракта о совместной работе, поданному против нее бывшим соавтором и партнером, немецким художником, известным под псевдонимом Улай, сообщает газета Guardian. Абрамович категорически отрицает свою вину.
Абрамович и Улай (настоящее имя Франк Уве Лайзипен) состояли в романтических отношениях и были соавторами на протяжении более десяти лет. За время сотрудничества художники успели создать целый ряд произведений, темой которых стали отношения между ними. Свое расставание в 1988 году они также превратили в перформанс, в ходе которого они шли друг другу навстречу по Великой Китайской стене, чтобы, встретившись, расстаться навсегда.
Тем не менее в творческом пространстве им пришлось встретиться еще раз, в Музее современного искусства в Нью-Йорке в ходе перформанса «В присутствии художника», во время которого Абрамович сидела за столом и смотрела в глаза всем, кто присаживался напротив нее. Когда место напротив художницы неожиданно занял Улай, она расплакалась и протянула к нему руки; видео, на котором запечатлен этот момент, посмотрели миллионы пользователей YouTube.
Но теперь воспоминания об этой трогательной встрече омрачены иском, который Улай подал против Абрамович. Он утверждает, что художница нарушила условия касающегося созданных совместно произведений контракта, подписанного ими в 1999 году.
Улай заявил, что Абрамович, вопреки условиям контракта, просила галереи указывать ее в качестве единственного автора их совместных работ, не предоставляла ему точную информацию о продажах и заплатила ему лишь четырежды за прошедшие с тех пор 16 лет.
«Она не просто мой бывший партнер по бизнесу, — говорит он. — Весь корпус этих работ вошел в историю. Они теперь в школьных учебниках. Но она намеренно искажает информацию и вычеркивает мое имя».
Однако адвокат Абрамович говорит, что художница «категорически не согласна» с обвинениями своего бывшего партнера. «Моя клиентка не желает комментировать их, это клевета. Она считает этот иск оскорбительным и направленным на очернение ее репутации. Абрамович уверена в своей правоте перед судом. Она будет защищать свои права и репутацию всеми средствами».
Улай говорит, что впоследствии он продал свой материальный архив Абрамович, которая согласилась заниматься его хранением и техническим обслуживанием, а также контролировать производство таких коммерческих материалов на его основе, как видео, фотографии и перформансы. Вся прибыль делилась следующим образом: 50% шла галерее, 30% Абрамович, а 20% Улаю.
Однако Улай в своем иске утверждает, Абрамович интерпретировала контракт таким образом, что ему доставалась куда менее скромная доля авторских гонораров. Кроме того, художница не позволила ему включить изображения их совместных работ в книгу Whispers: Ulay on Ulay, что вынудило его заменить их бледно-розовыми квадратами и внести множество правок, а также возражала против создания Фонда Улая — организации, которая должна управлять наследием художника после его смерти.
Дело будет рассматриваться в окружном суде Амстердама в этом месяце.