18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тройка, семерка, туз. Пиковая дама раскрывает карты

С 19 ноября по 14 февраля в Шереметьевском дворце Петербурга пройдет выставка "Серебро и золото Пиковой дамы" – этот проект VI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» из собраний Музея театрального и музыкального искусства и Эрмитажа посвящен княгине Наталье Петровне Голицыной (1744–1837), урожденной графине Чернышевой, знаменитой пушкинской графине Анне Федотовне из Пиковой дамы.

Ее жизнь выглядела бы легендой, если б не десятки мемуарных свидетельств. Princesse Moustache (фр. «усатая княгиня») — властная домоправительница, которая держала мужа, боевого офицера, за дворецкого, устраивавшая праздники для крепостных с угощениями и фейерверками. По воспоминаниям Владимира Соллогуба, «в городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловною властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».

Когда Голицына стала плохо видеть, для нее отпечатали игральные карты увеличенного размера — вещь невиданная при государственной карточной монополии. Не этот ли случай вдохновил Пушкина? Главный хит выставки — золотая медаль с профилем Екатерины II, первый приз «Придворной карусели», который получила юная графиня Чернышева. Позже в своих мемуарах Моя судьба — это я она напишет: «Чтобы получить первый прейс, надобно было выполнить то, что я собираюсь перечислить: сломать ланцу (колющее копье) о кинтану (столб, мишенью которого была голова Медузы), выстрелить из пистолета в мишень, каковую изображала голова медведя, и попасть в цель между ушами оного, бросить жавелот (дротик) и проколоть язык льва, подхватить шлем, помещенный на небольшое возвышение, отрубить голову гидры и догнать катящееся кольцо».Именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Голицыной во Франции для дочери Софьи, был приобретен Эрмитажем на аукционе Christie’s в 2011 году.

В портретную галерею выставки вошли портрет графа Миниха — главного судьи «Придворной карусели», созданный Иоганном Штенглином, портрет Дмитрия Голицына, героя Отечественной войны 1812 года. Саму Голицыну в разные годы изображали Уильям Петер, Бенуа Митуар, неизвестные граверы и художники ее времени.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+