18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Южные варвары снова в строю

№38
Материал из газеты

Ранее неизвестные японские ширмы впервые демонстрируются после кропотливой работы по их восстановлению. Рисунки чернилами на бумаге рассказывают об установлении торговых связей между Востоком и Западом в XVI веке

Две только что отреставрированные японские ширмы XVI века вошли в число ключевых экспонатов на выставке в Музее изящ­ных искусств в Бостоне, посвященной влиянию Азии на искусство колониальной Америки, начавшемуся в XVI веке. Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600) — пара ширм, авторство которых приписывается Кано Наидзэну. Каждая из них —  рисунок на бумаге, состоящий из шести секторов: на них чернилами, пигментами и золочением изображены прибывшие в Азию португальские купцы. На одной ширме они показаны в Японии, а на другой в Китае — художник изобразил эту страну, в которой никогда не бывал, такой, какой она ему представлялась в фантазиях.

Поначалу «южными варварами» японцы называли только жителей Южной и Юго-Восточной Азии, но когда в 1540-х годах португальцы вступили с Японией в торговые отношения, это название распространилось и на них. «Эти рафинированные изображения помогают нам представить то время, когда торговые связи между Востоком и Западом были еще на самой ранней стадии», — говорит Деннис Карр, куратор коллекций декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

В середине XVI века португальцы экспортировали из Китая, Индии и Японии разные «экзотические» товары, в том числе перец и бело-синий фарфор. «Ширмы находились в частной коллекции в Японии, и об их существовании не было известно, так что их появление на рынке стало большим событием», — говорит Карр. В 2011 году на нью-йоркском Christie’s за $4,8 млн ширмы приобрел  коллекционер, предоставивший их бостонскому музею на выставку.

По словам Филипа Мередита, реставратора японской живописи, ширмами уже занимались около 200 лет назад. «Основы свитков и ширм со временем ломаются; это нормально и не зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживали, — говорит он, сравнивая их с кожаными переплетами старинных книг. — Их желательно заменять каждые 100 лет».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+