18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Лебединая легкость Сарто

№38
Материал из газеты

Графика ренессансного художника, показанная на выставке в Коллекции Фрика, оказывается едва ли не интереснее живописи, включенной в экспозицию. Дело в том, что Андреа дель Сарто был прежде всего великим рисовальщиком

Это каталог выставки в Музее Дж. П. Гетти в Лос-Анджелесе, ныне открытой в Коллекции Фрика в Нью-Йорке. Но нет сомнений в том, что еще долгое время после закрытия вдохновившей ее экспозиции, эта книга будет оставаться фундаментальным источником.

Андреа дель Сарто не только один из самых значительных флорентийских художников XVI века, но и величайший рисовальщик эпохи Возрождения. Организовать полномасштабную выставку, посвященную его живописи, невозможно даже во Флоренции: Сарто был прежде всего мастером фрески; кроме того, он писал по деревянной доске — лишь небольшое число его алтарей пригодно к транспортировке. Преобладание графики — на 50 с лишним рисунков приходится четыре картины — не означает, что эта выставка второстепенна. Есть соблазн предположить, что рисунки, ярко передающие очарование стиля, и есть главное достижение художника.

Оригинальная особенность манеры Сарто как рисовальщика заключается в практически полном отсутствии эскизов, выполненных пером. В XVI веке итальянские художники «думали» на бумаге, используя перо (и размывку) для разработки общей композиции и поз отдельных персонажей. Затем они переходили к проработке черным или красным мелом  головы, стоп и кистей рук, положения и формы драпировок. Но не Сарто, который пользуется мелом и при продумывании, и при прорисовке деталей.

Поэтому в его работах нет единообразия. Они варьируются от самых спонтанных набросков — особенно на портретах с натуры в движении — до тщательно прорисованных и основательных этюдов голов. Эти этюды всегда рисовались с моделей, но еще одна характерная черта графического мастерства Сарто в том, что создается впечатление передачи черт конкретных людей, которые затем слегка идеализируются в законченных работах.

В добавок к возможности сопоставить группы подготовительных листов  c прибывшими на выставку законченными полотнами в книге подробно и захватывающе рассказывается о том, что (как мы знаем благодаря инфракрасной рефлексографии) выделывал Сарто под финальным слоем своих картин. Невооруженному глазу видна легкость лебединого скольжения по гладкой поверхности, но инфракрасные снимки демонстрируют, что под водой в это время идет рябь напряженной работы в виде значительных изменений. Значит, по меньшей мере часть рисунков Сарто была создана уже после перенесения эскиза на полотно и даже после того, как художник начал писать красками.

Сарто использовал как черный, так и красный мел, хотя, по-видимому, отдавал предпочтение второму, а в одном случае использовал их сочетание. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+