18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сальватор Роза и Гаспар Дюге. Итальянец и француз, влюбленные в виды римской Кампаньи

№38
Материал из газеты

400-летний юбилей знаменитых пейзажистов XVII века в фонде IN ARTIBUS отметят большой выставкой

Идея отпраздновать двойной юбилей Cальватора Розы (1615–1673) и Гаспара Дюге (1615–1675) совместной выставкой их произведений принадлежит фонду IN ARTIBUS. В выставочных залах фонда можно будет увидеть около 50 работ художников из крупнейших музейных и частных собраний России. Живопись и графика из Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина, редчайшее издание запрещенных папской цензурой сатир Розы из Музея книги Российской государственной библиотеки, а также впервые доступные для обозрения полотна и рисунки из частных коллекций (например, из собрания учредителя фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой) станут еще одним поводом для размышления о роли «гения места» Вечного города в интернациональном европейском пейзаже XVII века.

Ровесники, соседи по римскому кварталу художников вокруг церкви Тринита деи Монти и конкуренты при жизни, Роза и Дюге на первый взгляд мало похожи. Первый — бунтарь и повеса, выросший в маленьком городке в тени Везувия; жизнь его овеяна легендами, а романтический ореол столь грандиозен, что определил рождение романтизма задолго до появления самого стиля. Второй — сын французского повара, родственник и ученик великого Пуссена, продолжатель традиции идеального классического пейзажа, художник, чья репутация всегда была достаточно надежной, хотя никогда его живопись не вызывала того массового восхищения, какое выпало в XIX веке на долю Розы. Современники и потомки нередко сравнивали их, то находя сходство в желании отрешиться от постылой современности, растворяясь в утраченном идеале античной идиллии, и в удивительной, присущей обоим скорости письма (и Роза и Дюге могли в один день начать и закончить большой многофигурный пейзаж); то, напротив, противопоставляли, видя в Розе наследника пафоса грандиозности барокко и барочной же «причудливости», создателя «пейзажа бури» и диких, «неприрученных» видов: утесов, покрытых бегущими облаками, поломанных стволов и крон. В Дюге же, наоборот, ценили гармонию пейзажей римской Кампаньи и умение сплавить воедино итальянское чувство формы с северным чувством природы. Неизменно общим у художников оставался лишь интерес к великому наследию античной культуры, ее философии и поэзии, ставшим для Розы и Дюге образом рая, воспоминаниями о котором всегда окрашена их любовь к прекрасным ландшафтам древнего Лация.

Мир классической древности — постоянная тема Дюге и Розы. Окрестности Рима — воспетый Вергилием гористый Тибур, развалины античных вилл Тускула, на территории которых, если верить Марциалу, «природа собрала все самое прекрасное, что только можно найти в других местах», служили для художников источником вдохновения и грез об Аркадии, где люди существуют в мире и согласии с природой. Эти образы прошлого не проникнуты меланхолической ностальгией созерцателей руин XVIII столетия, но живут здесь и сейчас, позволяя буколическим пастухам и удильщикам Дюге расположиться на фоне видов окрестных городов, а философам Розы блуждать в диких сельвах вдоль Кассиевой дороги.

В представленных в отдельном зале офортах Розы герои древности и вовсе выходят из своих пейзажей на первый план: Ясон усыпляет дракона, Главк добивается благосклонности нимфы Сциллы, спящему Энею является тень Гектора с предвестием о грядущем основании Рима, а Диоген просит Александра Македонского не заслонять ему солнце. Воображение соединяется здесь с натурными наблюдениями. Экзальтированная чувственность Розы становится такой же частью художественного ландшафта Рима, как классицистическая строгость Пуссена, и так же выходит за пределы персональной манеры, преображаясь надиндивидуальной силой времени. «Бури» и «грозы» проникают в полотна Дюге. Рождается новый пейзажный жанр, который британцы окрестили словечком sublime — величественный, возвышенный в противовес beautiful — прекрасному у Клода Лоррена. Где-то между ними и лежит все разнообразие сюжетов выставки, охватывающих диапазон от идиллии до стихии.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+