18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воздушные замки мечтателя — предчувствие небоскребов будущего

Выставка 170 произведений Якова Чернихова в «Эрарте» выгодно отличается от предыдущих показов его наследия в Петербурге, впрочем, давних и фрагментарных.

Едва ли оригинальна и мысль, что Чернихов — «советский Пиранези», мастер архитектурных фантазий, автор культового произведения конструктивизма — водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик». Кстати, башня находится всего в двух кварталах от «Эрарты».

Выходец из бедной еврейской семьи, бежавший из местечка в Одессу, работавший грузчиком, он лишь через восемь лет после поступления окончил художественное училище, зато «по первому разряду» с рекомендацией в Академию художеств по классу живописи. Путь в академисты был проложен, но уже в 1912 году Чернихов начинает свою первую серию Орнамент, по его собственному определению, «заменив симметрию асимметрией, а ритм повторений — ритмом соотношений». За ней последуют конструктивистская Эксприматика и экспрессивная многотональная Аристография. Последнюю серию Чернихов закончил в 1924 году. Как позже вспоминал народный архитектор СССР Игорь Фомин, работа в Гипрохиме над утилитарными проектами, которые приходилось утверждать, была для Чернихова поводом для появления бесконечных фантазий. Они вошли в три книги, выпущенные в 1930–1933 годах. На своих знаменах Чернихов начертал слова «асимметрия», «беспредметность», «отрицание коробочной архитектуры», «признание машинной эстетики». Наконец, в Фантазиях он выступил футурологом, предвидя мегаполисы из небоскребов и сложные космические орбитальные комплексы. Так, его композиция № 56 носит программное название Архитектурный набросок чисто фантастического порядка.

Разбудив, точнее сказать, раздразнив фантазию зрителей, выставка делает паузу у кабинета Чернихова. Все в нем говорит о быте человека из XIX века: ампирное кресло, бюст Сенеки на столе, немецкие фотоаппараты, значок Императорской академии художеств (Чернихов был любимым учеником Леонтия Бенуа). Микроскоп здесь не безделушка, а свидетель его биографии: архитектор служил в Военно-ветеринарном микробиологическом институте, его работа состояла в набивании изображений микроорганизмов с помощью туши и тончайшей иглы. Под стать обстановке и предметы его коллекционерской страсти — старообрядческие литые иконы и картины малых голландцев.

В 1930–1940-е будут серии Архитектурные сказки; Дворцы коммунизма; Пантеоны Великой Отечественной войны — компромисс большого художника после победы «культуры-2». В последние годы жизни Чернихов на подъеме, серия Военная маскировка — образцовый абстрактный экспрессионизм, напоминающий Виллема де Кунинга. Завещанием нашим современникам стали таблицы Чернихова Построение классического шрифта, изданные уже после его смерти. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+