Парижский пригород Сен-Дени только что нашумел в криминальной хронике. На самом деле для туристов он не то что не опасен, но прямо-таки обязателен к посещению. Здесь стоит церковь знаменитого аббатства Сен-Дени. Базилика с VI века служила некрополем французских королей, здесь хоронили всех — от Дагобера до Людовика XVIII. И не только королей, но и королев и принцесс.
Как раз в ней проходит сейчас курьезная, но очень красивая выставка. Ее название «Большие королевские платья». Автор — стилист и художник по имени Ламин М., точнее, Ламин Мохамед, родившийся в 1977 году в Камеруне, но уже десять лет живущий во Франции и девять — в Сен-Дени. У него отличный послужной список — выставки в Европе, Америке и, конечно, в Африке.
В полном согласии с названием выставки он сшил платья для легендарных французских королев. Тут и Фредегонда, и Бланка Французская, и Жанна II Французская, и Жанна Бурбонская, и Изабелла Арагонская, и Констанция Кастильская. Поэтому платья — «королевские».
Наряды сшиты по сверхразмерам и предназначены, скорее, для женщин из «Аватара» высотой в два с лишним человеческих роста, поэтому платья «большие», что по правилам французского языка можно перевести и как «великие».
Прямая перекличка смыслов напоминает гробницы султанов в Стамбуле с их огромными гробами, в размер посмертного величия владык мусульманского мира.
Любопытно, однако, что, хотя это и наряды для великанш, они не пригодились бы дородной Гаргамелле, матери славного Пантагрюэля. Это платья для худых красавиц неимоверного роста. Глядя на них, вспоминаешь обед у Аззедина Алайа, великого модельера метр шестьдесят ростом, которого обнимавшие его манекенщицы могли спрятать в подмышку. То есть они отчасти для нынешних королев — королев подиума.
Всего было сшито 13 платьев, 8 из которых показаны в базилике на фоне витражей. Рядом с каждым выставлена фотография модели, королевы-вдохновительницы. «Откуда фотография? — спросите вы. — Вроде бы в Средние века не было модных журналов». Отсюда же. Большинство моделей Ламина М. похоронены в Сен-Дени. Достаточно подняться по лестнице из крипты, чтобы оказаться у их гробниц и увидеть их скульптурные изображения. Короли и королевы лежат здесь во множестве, причем в некоторых случаях обнаженными — есть возможность снять мерку, как в ателье. Тем удивительнее разница: в крипте выставлено трехметровой высоты платье для королевы Берты Большая Нога, а под сводами храма она изображена рядом со своим мужем Пипином Коротким — и ничуть она его не выше. Все легендарные королевы лежат в Сен-Дени как куклы: они изваяны в свой рост, а мы помним, что скульптура в натуральный человеческий размер изобразит карлика.
Как и всякую хорошую выставку, «Большие королевские платья» можно понимать по-разному. Можно просто полюбоваться на действительно красивые платья и удивиться тому, с каким архитектурным чувством они размещены в полукруглых капеллах внизу и в алтаре собора.
Можно задуматься о том, отчего наряд выглядит так, а не иначе. Найти какое-нибудь литературное объяснение тому, почему красный цвет преобладает в платье преступной Фредегонды, женщины шекспировских страстей, супруги меровингского короля Хильперика I. Или почему африканская глубокая синяя ткань с золотыми ливанскими и пакистанскими вышивками украшает платье Жанны Французской, умершей в 20 лет перед свадьбой. В конце концов, разве не в привезенные с Востока ткани сплошь и рядом одевались реальные королевы? И покупали эти ткани здесь же, неподалеку от аббатства на знаменитой средневековой ярмарке Ланди.
Но этому есть и более простое объяснение. Ламин М. придумал для королевских нарядов одну забавную историю. Это отчасти коллективное творчество: платья под его руководством делали местные жители и из местных же материалов, разноцветных современных западных и восточных тканей — шерсти, хлопка, льна, синтетики, которые можно найти в дешевых городских лавках.
Дополнительный интерес добавляет то, что эти платья придумал камерунец, иммигрант, мусульманин. Сам он говорит о себе как о жителе коммуны Сен-Дени: «Здесь иногда не чувствуешь, что живешь во Франции. Одна знакомая спросила меня, почему я, мусульманин, делаю платья для христианских королев. Но дело в том, что история базилики, где погребены короли и королевы Франции, — это наша общая история. Я иммигрант, я живу здесь, и это моя история тоже».
Как человек, рожденный на другом континенте, может отнестись к чужим королям? Только не говорите мне, что с меньшим почтением, чем французы, — напомню вам, как жители революционного Парижа и Сен-Дени разбивали саркофаги и выкидывали королевские кости в канаву. У Ламина М. замечательная идея. Чем почтить королеву былых времен? Вспомнить, что она женщина, и сшить ей платье.