В этот раз в ходе традиционной недели русского искусства в Лондоне галерист Максим Боксер и его партнеры из Erarta Galleries решили не устраивать аукцион, как в прошлые годы. Вместо этого в лондонской «Эрарте» пройдет первая в Великобритании ретроспектива московского художника Сергея Шутова «Русский пейзаж».
Сергей Шутов (р. 1955) — заметный герой современной российской арт-сцены. В 1986 году он участвовал в знаменитой 17-й Молодежной выставке как яркий представитель «новой волны». В 1987 году был актером и художником культового фильма «Асса» Сергея Соловьёва. В 1988 году его работа продавалась на первом московском аукционе Sotheby’s, после которого художника пригласили с персональными выставками в Париж, Глазго, Нью-Йорк. В начале 1990-х работал на пересечении живописи, музыки, перформанса, видео и новых медиа: в 1992 году Шутов создал одну из первых мультимедийных инсталляций в России — «Чувственные опыты». В 1994 году он диджействовал на радио, тогда же он работал виджеем в клубе «Птюч», открыв эту профессию в России. В 2001 году его инсталляция «Абак» была представлена в павильоне России на Венецианской биеннале. В 2015 году для Арсенала в Нижнем Новгороде создал свою самую крупную работу «Петля Нестерова» (10 × 8 м), посвященную одному из первых русских летчиков. Одним словом, Сергей Шутов — человек необычайно разносторонний.
Однако в Лондоне публика видела только одну его работу — ту, что попала в выставку Post Pop: East Meets West («Постпоп: Восток знакомится с Западом») в галерее Saatchi в прошлом году. Теперь в Лондоне показаны произведения Шутова за тридцать лет, с конца 1980-х до настоящего времени. «Русский пейзаж» — это прежде всего исследование постсоветского сознания.
Центральные для Шутова сюжеты связаны с философией русского космизма и с космическими проектами советского военно-промышленного комплекса. Интерактивная инсталляция «Чужие здесь не ходят» (2000) — препарированный детский настольный хоккей, только на место хоккеистов автор поместил сверкающие заснеженные ели, а в воротах стоят фигурки «чужих», словно заблудившиеся в ожившем лесу. Все это обволакивает тема «Танца Феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик». Серия выполненных в духе поп-арта работ «Небо… небо…» (2003–2006) запечатлевает парящие в небе самолеты, вызывая ассоциации с типичной иконографией советской эры. Однако здесь эстетика советского мифа оторвана от повествования и предстает окруженной психоделическим радужным свечением. Терратерапия Роршаха (2010) обращается к известному тесту исследования личности, основанному на интерпретации случайных очертаний чернильной кляксы, а в работе Flower & Power (2011) художник использует утопический революционный клич «детей цветов» 1960-х как повод метафорического сближения образа государства как насильственного института и образа цветка как сорняка мозга. Тема государства и космоса продолжается в работе Небесные силы железного города (2007). Космические спутники служат аллюзией на некий засекреченный город, построенный заключенными ГУЛАГа в Сибири. Наконец, в работе Карие (2014) художник обращается не только к эстетике византийского мифа (Карие Джами, или церковь храмового монастыря Хоры в Стамбуле, известна своими византийскими фресками XIV века), но вместе с тем размышляет над истоками русского авангарда.
Максим Боксер назвал эту выставку «очень своевременной» и вселяющей надежду в нынешней пессимистичной ситуации. Однако выразил сомнение по поводу возможной продажи работ: «Подход к организации этой выставки был не слишком коммерческий, а больше музейный. Раз уж мы не делаем аукцион, то надеемся, что сможем хотя бы представить на лондонской сцене одного из важных российских художников. Шутов — один моих из любимых героев».
Галерея «Эрарта», Лондон
13 ноября — 19 декабря 2015