В отличие от работ многих предшественников, произведения Тициана Вечеллио всегда оставались и остаются в центре внимания его последователей, специалистов и публики. «Красота великого Вечеллио не подвластна времени», — писал его первый биограф Карло Ридольфи в 1648 году и оказался прав. На протяжении пяти столетий каждое следующее поколение заново открывает для себя венецианского мастера, благодаря в первую очередь его редким и потому становящимся важными событиями выставкам. Нынешняя выставка в Скудерие дель Квиринале открылась спустя десять лет после экспозиции в лондонской Национальной галерее и по прошествии 20 лет после масштабного проекта «Век Тициана» в Лувре.
В Италии только две выставки Тициана могут сравниться по размаху с римской. Обе прошли на родине художника, в Венеции: в Ка’Пезаро в 1935 году и во Дворце дожей в 1990-м. Объясняя необходимость еще одной выставки, ее куратор Джованни Вилла, в частности, сослался на историка искусства Родольфо Паллуккини, который в монографии о Тициане (1969) писал о важности прямого контакта с произведениями художника. «В век передовых технологий, — говорит Вилла, — мы привыкли к тому, что посредником между зрителем и произведением выступает Интернет. Однако лишь благодаря непосредственному впечатлению и изучению мельчайших деталей можно в полной мере осознать гениальность Тициана». При этом Вилла уверен, что показывать надо лишь лучшие и бесспорные полотна мастера. «За последние десятилетия прошло много выставок Тициана, выстроенных вокруг двух-трех неубедительных атрибуций, картин из частных коллекций с непонятным провенансом, произвольного сопоставления великого мастера с менее значимыми художниками. Эта же выставка, которая очерчивает всю его карьеру, прежде всего позволяет увидеть Тициана, свободного от проблем атрибуции. Цель здесь в том, чтобы дать зрителю возможность познакомиться с художником, основываясь на его шедеврах. Они представлены в хронологическом порядке, что позволяет нам лучше понять его личность, которая порой трудно поддается реконструкции», — рассказывает куратор.
По этим шедеврам можно также проследить эволюцию стиля мастера. «Творчество Тициана стало поворотным в целой традиции живописи — от ранних его работ с использованием ярких цветовых вспышек для получения потрясающих световых эффектов до картин зрелого и позднего периодов, где темные, приглушенные цвета, чередование прозрачности и плотности красочного слоя помогают достичь абсолютной гармонии между образом и техникой письма», — говорит Вилла. Неудивительно, что влияние Тициана-новатора на художников последующих поколений было столь сильным и длительным — от Рубенса и Веласкеса вплоть до Пикассо.
Излюбленный жанр Тициана — портрет — представлен на этой выставке его ранней поэтичнейшей «Флорой» (около 1515–1520) из Галереи Уффици во Флоренции, «Рануччо Фарнезе» (1542) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, который считается одним из лучших детских портретов в истории искусства, великолепным портретом «Карл V с собакой» (1533) из Музея Прадо и двумя автопортретами из Прадо и Галереи старых мастеров в Берлине, датируемыми 1546–1547 и 1560 годами соответственно. Тонкую интерпретацию мифологических тем демонстрируют «Даная» (1544–1545, Национальный музей Каподимонте в Неаполе) и поздний шедевр «Наказание Марсия» (1570–1576, Картинная галерея в Кромержиже, Чешская Республика).
В Риме, в отличие от лондонской выставки Тициана 2003 года, много работ на религиозные и библейские темы. Большинство из них никогда не покидало Италию, как, например, алтарь Гоцци (1520) из Городской пинакотеки Анконы или «Мученичество святого Лаврентия» (1558) из церкви Джезуити в Венеции. «У Тициана божественное всегда в диалоге с человеческим и земным. Это территория красоты и гармонии», — поясняет Вилла.
Один из кульминационных акцентов выставки — представленные в одном пространстве три его «Распятия». Одно, где распятый Христос изображен в полном одиночестве (1555), привезли из испанского Эскориала, второе, где он в окружении Девы Марии, святого Доминика и святого Иоанна (1556–1558), происходит из церкви Сан-Доменико в Анконе и третье, вероятно неоконченное, «Христос на кресте с благоразумным разбойником» (ок. 1566) — из Национальной пинакотеки в Болонье. Сопоставление этих трех произведений свидетельствует о том, что Тициан, возвращаясь к одной и той же теме в разные периоды своей жизни, искал к ней новый подход.
Выставка Тициана — одна из серии монографических выставок ведущих мастеров венецианской школы, которые проходят в Скудерие дель Квиринале на протяжении последних лет: Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Лоренцо Лотто и Тинторетто. Цель этого проекта — вернуть Венеции ее исключительно важную роль в культуре Италии и остальной Европы. «Это был город встреч, сравнения и обмена идеями, куда более свободного, чем в остальных городах Италии, которые находились под патронажем дворов», — говорит куратор. Тициан закрывает эту серию — напоследок музей выставил, бесспорно, лучшего из великих венецианских мастеров.