Президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев открыли в Екатеринбурге Ельцин Центр. На церемонию было приглашено около полутысячи человек, в их числе знаковые герои общественной, культурной и политической жизни 1990-х, действующие политики крупные предприниматели, журналисты, друзья семьи первого российского президента, например сокурсницы Наины Ельциной, знаменитые теннисисты во главе с Евгением Кафельниковым — одним словом, трудно представимая в других обстоятельствах компания. Желание отдать дань памяти первому президенту России Борису Ельцину и вспомнить эпоху больших перемен в нашей стране, связанных с его именем, на несколько часов объединило в одном пространстве оппозиционно настроенных интеллектуалов и представителей нынешней власти.
Среди приглашенных была и небольшая художественная делегация, приехавшая в том числе и затем, чтобы представить публике первую выставку в открывшейся в Центре галерее, посвященную искусству 1990-х годов и названную просто — «90-е». Владимир Путин и Дмитрий Медведев внимательно осмотрели экспозицию музея Бориса Ельцина, и на выставку им не хватило времени. Между тем собранный московским куратором и галеристом Еленой Селиной дайджест самых ярких и знаковых произведений искусства бурного десятилетия не просто дополняет экспозицию музея. Он предлагает ее видение не как сумму документов, а как серию до сих пор впечатляющих художественных образов, разнообразную и драматичную картину.
Ельцин Центр (полное название Президентский центр Бориса Ельцина) — учреждение нового формата, идея которого возникла после того, как в 2008 году Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия».
Ельцин Центр — это некоммерческая организация, инициированная частным Фондом Бориса Ельцина, созданным дочерью президента Татьяной Юмашевой (Дьяченко) и ее мужем Валентином Юмашевым. Работа по созданию первого президентского центра заняла около четырех лет. На нее выделили около 5 млрд руб. из федерального бюджета, около 2 млрд руб. предоставлены в кредит областью, проект также поддержали крупнейшие российские предприниматели.
Под нужды Ельцин Центра было выкуплено готовое здание высотного бизнес-центра в екатеринбургском Сити, на улице Ельцина. Центр занимает первые три этажа, доход от аренды находящихся выше офисов должен пойти на финансирование благотворительных и образовательных проектов. Московское архитектурное бюро Bernaskoni придало зданию новый, более соответствующий задачам облик. Архитектор Борис Бернаскони одел фасад здания в белые дырчатые панели, напоминающие не то кружева, не то следы от пуль. В ночное время на фасады крупно проецируются различные высказывания Бориса Ельцина, что служит своего рода рекламой Центра. Вход в здание отмечен стелой из белого мрамора с барельефом Бориса Ельцина работы Георгия Франгуляна.
Ядром, или «сердцем», по выражению Наины Ельциной, Центра стал музей первого президента. Вокруг музея расположены кафе «1991», детский центр, большой книжный магазин «Пиотровский» (названный не в честь директора Эрмитажа, как можно было бы подумать, а в честь книготорговца-просветителя Юзефа Пиотровского), конференц-зал, который в первый день работы центра обновил своим показом московский Центр документального кино. В Ельцин Центре также находится специально собранный архив документов, часть которых демонстрируется в музее.
Концепция музея Бориса Ельцина и его мультимедийная начинка были разработаны международным бюро Ralph Appelbaum Associates в стиле, известном москвичам по Еврейскому музею и центру толерантности, который создавали Ральф Аппельбаум и его команда, — множество экранов, видео с комментариями свидетелей и участников событий, стереоскопические фигуры главных героев, интерактивные игры по типу «Монополии» и многие другие занятные ходы.
Своим энергичным сценарием, где этапы политической карьеры и главные свершения Бориса Ельцина изложены в семи залах-«днях», лепестками примыкающих к главному залу под большим стеклянным куполом, музей, очевидно, обязан кинорежиссеру Павлу Лунгину, принявшему участие в разработке концепции. Одним из самых эффектных аттракционов музея стал широкоформатный анимационный фильм Джаника Файзиева, посвященный истории демократии в России. За несколько минут перед зрителем в образах богатырей-терминаторов проходят цари и генсеки, чтобы в последнем кадре выстроиться в шеренгу, которую замыкает Борис Ельцин, — при нем, кто забыл, была принята нынешняя конституция.
В экспозиции музея использованы подлинные документы и предметы — начиная от личных вещей Бориса Ельцина (например, подаренные ему ковбойские сапоги с триколором) до обстановки его кабинета в Кремле и первого настоящего огромного флага-триколора, поднятого над Белым домом. Наглядность музею придают залы-инсталляции: троллейбус, в котором будущий президент общался с народом, баррикады 1991 года, пустые витрины типичного продуктового магазина эпохи дефицита и, наоборот, полки, забитые пылесосами и видеомагнитофонами, появившимися в быту после ельцинского указа о свободе торговли и предпринимательства.
Для любителей селфи оборудовано специальное место — скамейка, где можно сфотографироваться в обнимку с бронзовым Борисом Николаевичем.
Постскриптумом к экспозиции служит большая картина Эрика Булатова «Свобода», специально заказанная 82-летнему классику семьей Ельцина. Мотив этой картины — белые буквы, убегающие в синее небо, — растиражирован в музейных сувенирах. В музейном магазине продают также майки с ельцинизмами «Понимаешь...» и «Не так сели» и даже фарфоровые фигурки братков и малиновых пиджаков. Однако главный сувенир — книжечку-конституцию РФ раздают всем желающим бесплатно.
Жаль, что среди музейных сувениров нет экспонатов выставки «90-е». Некоторые из них стали такими же узнаваемыми символами эпохи, как фотография Бориса Ельцина на танке. Будь это раскрашенный под актрису индийского кино «Горби» Владислава Мамышева-Монро (1990) или Олег Кулик в образе сорвавшего с цепи пса (1993), не говоря уже о таком шедевре, как «Жизнь удалась» Андрея Логвина (1997), — девиз, написанный черной икрой по красной икре, стал поистине народным сувениром.
Куратор выставки Елена Селина говорит, что принять приглашение делать выставку в Екатеринбурге стало ее «моральным долгом», так как именно при Борисе Ельцине для художников наступило время безграничной творческой свободы, отсутствия какой-либо цензуры. В отличие от недавней громкой московской выставки «Реконструкция», посвященной той же эпохе, где Еленой Селиной была предпринята успешная попытка воссоздать разнообразие галерейной жизни 90-х, в Екатеринбурге акцент был сделан на параллели между политическими и общественными событиями и реакцией на них художников.
Выставка выстроена по годам, каждый из которых маркируется исторической хроникой, составленной Сашей Обуховой, заведующей архивом современного искусства музея «Гараж». Каждый год представляют три-четыре произведения. Все они из частных коллекций, которые тоже, что важно, начали формироваться в 90-е, чтобы к нашему времени превратиться в мощные институции, целые фонды и музеи, — работы предоставили фонд «Екатерина», Stella Art, музей «Гараж», Шалва Бреус, Дмитрий Коваленко, Пьер Броше, Владимир Овчаренко.
Иногда реакция художников быстрая и прямая — как в инсталляции «Дхармендра» (1992) Константина Звездочетова, Даниила Филиппова и Игоря Бурого. Видно, что авторы буквально питались своей фантазией, — вместо пустых магазинных полок тут полки со странными и уникальными артефактами и неизвестными маркетологам продуктами. Название видеоакции Александра Бренера «Я ваш новый коммерческий директор» (1995) говорит само за себя.
Иногда реакция асимметричная — как метафизическая «Ветка» (1997) Андрея Монастырского, ветка дерева, прикрепленная скотчем к доске. Есть на выставке и работы, которые можно назвать провидческими, — как знаменитый «Исламский проект» группы АЕС (со статуей Свободы в парандже), созданный в 1996 году. А есть и такие, где традиционные темы русского искусства выглядывают из сиюминутной реальности. Как в знаменитой серии фотографа Бориса Михайлова «История болезни» 1998 года, запечатлевшей крупным планом харьковских бомжей. Выставка заканчивается большой картиной Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Вдохновение», где изображены российские бойцы, поднимающиеся в атаку. Кто сегодня скажет, что спустя пятнадцать лет эта работа утратила актуальность?