На аукционе русского искусства Sotheby’s в Лондоне установлены рекорды для живописи Дмитрия Левицкого, Абрама Архипова и Таира Салахова и в целом достигнут прекрасный результат.
Сегодняшний аукцион русского искусства показал, что русский рынок не умер, денег и драйва русским покупателям еще хватает. С самого начала торги пошли энергично, и уже десятый лот — портрет Варвары Голицыной 1779 года кисти Дмитрия Левицкого, одного из основателей портретного жанра в России, — был продан за £365 тыс. Портреты Левицкого практически не встречаются на аукционах; по сути, единственный, князя Прозоровского, был продан за £200 тыс. пять лет назад, еще до кризиса.
Зал активно реагировал даже на те лоты, которые спокойно можно было бы пропустить: за £69 тыс. и £56 тыс. проданы охотничьи сцены Ефима Тихменева (что вообще-то тоже рекорд для этого художника-анималиста, ученика Богдана Виллевальде). С £30–50 тыс. эстимейта до £209 тыс. ухода подорожала акварель Константина Маковского с изображением его жены и дочек. Снежный почти импрессионистический пейзаж «Зима в Абрамцеве» (с прекрасной историей и списком публикаций) Валентина Серова, выставка которого с огромным успехом идет сейчас в Государственной Третьяковской галерее в Москве, ушел по нижнему эстимейту — за £305 тыс. Зато «Симфония вечера» Ивана Шульце, академиста и любителя карамельных бликов на снегу, подорожала с £30 тыс. до £137 тыс. Впрочем, русский спрос никогда логикой не отличался.
Но триумф «Крестьянки в красном» Абрама Архипова был ожидаем. Накануне на Christie’s более скромная работа этого художника, который соединил крестьянский жанр с модернистской техникой, стала топ-лотом торгов. То же случилось и на Sotheby’s: после ожесточенной битвы клиентов из зала, Интернета и телефона итоговая цена достигла £905 тыс.
«Рамаяна» Бориса Григорьева, самый дорого оцененный лот (эстимейт £600–900 тыс.), не ушла. Все очень ждали «Портрета Айдан» Таира Салахова, тем более что это вообще чуть ли не первое появление работ классика на аукционах. Девочка в белом на белой игрушечной лошадке — эта работа стала почти что символом всего советского детского портрета; на торги было выставлено авторское повторение картины 1967 года, хранящейся в Третьяковской галерее. Повторение написано в 1980 году для выставки в Токио, там картина и оставалась, пока равно год назад не была выставлена на местный аукцион и не продана за скромную сумму примерно в £50 тыс. Теперь полотно купили, правда без особого торга, за £269 тыс.
Очень активно прошел и раздел, посвященный коллекции графики Наталии Гончаровой. По-видимому, миллиона фунтов за все сто с лишним листов, на который рассчитывал Sotheby’s, не наберется, но большинство рисунков, театральных эскизов и проектов дизайна тканей и костюмов успешно проданы.
Итоговая сумма пока не посчитана, и впереди у Sotheby’s аукцион прикладного искусства. Но точно можно сказать, что сегодняшние торги окажут тонизирующий эффект на рынок искусства.