18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объединение наследия Рерихов проходит болезненно

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) передало здания усадьбы Лопухиных, где сейчас располагается общественный музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), в оперативное управление Государственному музею искусства народов Востока. Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте Росимущества 25 ноября.

В связи с этим на сайте МЦР появилось открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где выражается обеспокоенность судьбой общественного музея и центра, размещающихся в усадьбе последние 26 лет. В письме сказано, что «передача усадьбы Государственному музею Востока была инициирована руководством Министерства культуры РФ, которое давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха».

В Музее Востока факт передачи усадьбы в оперативное управление подтвердили. Заместитель генерального директора по научной работе Тигран Мкртычев пояснил, что здания сейчас находятся в процессе передачи, в них планируется организовать музей Николая Рериха. «Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках общего государственного музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться в полном объеме», — добавил он, также выразив надежду на конструктивный диалог между организациями.

Как рассказал нашему изданию вице-президент МЦР Александр Стеценко, при передаче усадьбы Музею Востока возникла правовая коллизия, поскольку в августе 2014 года правительство Москвы передало усадьбу Лопухиных испытывавшему материальные трудности МЦР в безвозмездное пользование, также списав задолженность по арендной плате. Позднее, в октябре 2015 года, строения перешли в собственность Российской Федерации — Росимущества. По словам Стеценко, после передачи зданий усадьбы в оперативное управление Музея Востока последний не сможет их использовать из-за нахождения там МЦР. «Мы чувствуем большую опасность, что договор с Центром Рерихов будет расторгнут под любым предлогом, чтобы выселить нас из усадьбы», — говорит он. На данный момент МЦР обратился в Росимущество для перезаключения договора безвозмездного пользования с новым собственником здания. Никаких действий по выселению центра из усадьбы пока предпринято не было.

Усадьба Лопухиных была передана МЦР в 1989 году по просьбе Святослава Рериха для размещения там общественного музея имени его отца. В последние годы между московскими властями и Росимуществом шли переговоры о ее статусе (муниципальный либо федеральный), вопрос о котором не был урегулирован и закреплена она ни за кем не была. В марте 2015 года представители Министерства культуры заявляли, что здания необходимо оставить за МЦР. О планах создать единый государственный музей Рерихов стало известно этой осенью; министерство надеется объединить в нем работы, находящиеся в трех государственных собраниях: Музея Востока, Третьяковской галереи и Русского музея. Планировалось подключить и собрание МЦР — для этого музей должен получить особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации его работы.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+