18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культуру Перми ставят на новые рельсы: музей современного искусства переедет в трамвайное депо

Коллекцию Пермской государственной галереи предложено перенести в Речной вокзал, а коллекцию PERMM — в трамвайное депо. Да и в целом новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое».

Пермяки пишут губернатору петицию с просьбой разобраться с новым зданием для Пермской государственной художественной галереи, под ней уже подписалось 1,5 тыс. пермяков. Старое — Кафедральный собор — нужно отдать Русской православной церкви. Во время «пермской культурной революции» было проведено много архитектурных конкурсов с участием западных архитектурных звезд. Новую сцену оперного театра собирался строить англичанин Дэвид Чипперфилд, аэропорт — испанец Рикардо Бофилл, а швейцарец Петер Цумтор — галерею. После увольнения в июне 2013 года с поста директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана власти города сменили вектор культурной политики. В сентябре прошли общественные слушания госпрограммы «Культура Пермского края». Во время своего выступления губернатор Виктор Басаргин сказал, что проекта Цумтора не будет: «Мы из второй инстанции получили отрицательное заключение по поводу строительства галереи на склоне». И предложил перенести на время коллекцию Пермской галереи в Речной вокзал, где сейчас музей PERMM, а тот, в свою очередь, — в пустующее трамвайное депо.

Судя по программе, новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое». Министр культуры Игорь Гладнев зачитывал по бумажке концепцию развития культуры в регионе. В ней нет ни слова о культурной столице, инновационных прорывах, остановке миграции молодежи в Москву и прочих фантазиях бывшего губернатора Олега Чиркунова. Зато есть о «сохранении», «привлечении», «кадрах» и «воспитании молодежи в духе патриотизма». Заканчивая свою речь, новый министр воскликнул: «Да здравствует наше прошлое!» — и после мхатовской паузы добавил: «И будущее». «Когда мы уберем красных человечков? Это же позор Перми!» — возмущался на обсуждении программы Равиль Исмагилов, председатель местного Союза художников. Речь идет о нескольких объектах паблик-арта питерской арт-группы Pprofessors (Мария Заборовская и Андрей Люблинский), представляющих собой скульптуры красных человечков высотой от 2,5 до 4 м, разбросанных по центру Перми. Когда их установили, пермский художник-реалист призывал власть сбросить варягов с пермского корабля современности, убрать красных человечков, а в случае не — пригрозил сжечь свои картины перед зданием Законодательного собрания.
Но не сжег.

Игорь Гладнев отшучивался в том духе, что у Равиля Бариловича какие-то особенные отношения со скульптурной группой.

«Красных человечков никуда не убирают, просто одного увезли на ремонт», — успокоила разбушевавшуюся общественность Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт-программы PERMM. Через три дня их снова установили. Но тревожиться есть из-за чего. В отношении культурных проектов своих предшественников новые власти высказываются противоречиво. Так, год назад Виктор Басаргин предложил перенести все арт-объекты в одно место. Получив письмо из Минкульта с просьбой представить предложения по размещению всех городских скульптур в одном месте, Наиля Аллахвердиева ответила: «Размещение арт-объектов в одном месте противоречит поставленной нами задаче. Каждый объект «сидит» на своем месте. Благодаря внешней среде стала возможна их интерпретация, резонансность. Каждый объект четко вписан в контекст». В самой Перми открывают новый арт-объект — православный. Типовая композиция Святые благоверные Петр и Феврония Муромские будет установлена в центре города, рядом с памятником погибшим афганцам Разорванное братство.

Но есть и хорошие новости: разгромленный вандалами объект Счастье не за горами, который был создан Борисом Матросовым в 2009 году и располагается на набережной Камы за Речным вокзалом, починила за свой счет неаффилированная пермская компания. Выходит, начавшаяся сверху культурная революция сегодня подхватывается снизу. А это значит, что пусть не так, как раньше, но что-то обязательно в Перми происходить будет.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+