18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кубинское искусство идет нарасхват

Третьего декабря во Флориде открылась ярмарка Art Basel Miami Beach. Это первая Art Basel в Майами-Бич с того момента, как в июле текущего года были восстановлены дипломатические отношения между США и Кубой, но на ней уже широко представлены кубинские и кубино-американские художники. Потепление в отношениях между двумя странами делает этот остров Карибского бассейна весьма привлекательным для американских коллекционеров и кураторов.

«Всегда были серьезные коллекционеры, которые ездили на Кубу вместе с музейными группами, но теперь появилась другая категория — коллекционеры из Челси, — говорит выходец с острова Альберто Маньян, сооснователь нью-йоркской галереи Magnan Metz Gallery. — Из-за большого потока мне уже становится трудно заказывать номера в отелях».

Несмотря на то что эмбарго уже давно не касается произведений изобразительного искусства, гражданам США по новым правилам стало проще въезжать на Кубу. Кроме того, теперь они могут платить за искусство кредитной картой, а не наличными или посредством денежного перевода через некубинского посредника. По словам Маньяна, в этом году он сопроводил почти сотню американских коллекционеров в их первой поездке на остров. А на прошлой неделе плавал в Гавану с архитектором Фрэнком Гери на его яхте.

Музеи и галереи в Майами также реагируют на рост интереса к Кубе. Творчество таких кубинских и кубино-американских художников, как Йоан Капоте, Александра Арречеа и Хорхе Пардо, можно увидеть на Art Basel в Майами-Бич; кубинское искусство представлено и множеством институций, в том числе фондом Cisneros Fontanals Art Foundation, организовавшим выставку Густаво Переса Монсона.

Фонд ведет переговоры с Национальным музеем изобразительных искусств в Гаване о том, чтобы устроить передвижную выставку кубинских произведений, созданных с 1950-х и до наших дней. Многие из них никогда ранее не покидали пределов страны. Среди потенциальных площадок для этой выставки, намеченной на 2017 год, — Музей изящных искусств в Хьюстоне, Центр искусств Уокера в Миннеаполисе и Музей и сад скульптур Хиршхорна в Вашингтоне.

Кроме того, кураторов привлекает возможность приобретать произведения молодых художников, пока они не слишком поднялись в цене. Старший куратор Музея Хиршхорна Стефан Акин говорит, что его музей надеется купить одну из работ, участвовавших в Гаванской биеннале в этом году, за $20 тыс. «Года через два она будет стоить $50–100 тыс., — считает он. — Даже мой домовладелец в Вашингтоне ездил на Кубу и расспрашивал меня о художниках».

На прошлой неделе итальянская Galleria Continua при поддержке Министерства культуры Кубы открыла в Гаване свое выставочное пространство. В первой выставке участвуют молодые кубинские художники Алехандро Кампинс, Райнер Лейва-Ново и Карлос Гарайкоа.

Британский скульптор Аниш Капур говорит, что ему не терпится впервые побывать на Кубе и продемонстрировать там свои произведения в новом пространстве галереи. Впрочем, привезти что-либо на остров по-прежнему сложно. Поэтому, объясняет Капур, работы «придется создавать на месте».

«Трудно сказать, как изменится искусство, но я всегда ценил то, как кубинские художники справляются с ограничениями своей свободы», — говорит Дональд Рубин; вместе с женой Шелли он коллекционирует кубинское искусство с 2008 года и в этом году представил произведения из своего собрания в нью-йоркском Художественном музее Бронкса.

Островное государство с населением менее 12 млн человек, Куба выступает в неожиданно тяжелой весовой категории благодаря сильным художественным вузам вроде Университета искусств и дешевизне студийного пространства. Художники там обладают высоким социальным статусом и могут путешествовать более свободно, чем обычные граждане (что, по-видимому, не относится к тем, кто, как Таня Бругера, открыто критикует власти).

«На Кубе один из легальных способов разбогатеть и путешествовать по миру — это стать художником, — рассказывает Энтони Рубинштейн, автор книги Cutting-Edge Art in Havana. — Художественная школа — это своеобразная кубинская Гарвардская школа бизнеса».

Шон Келли, представляющий на Art Basel в Майами-Бич работы коллектива Los Carpinteros (от €16,5 тыс. до €95 тыс.), предостерегает: «Ажиотаж замечателен в процессе, но кончается всегда скверно». «Не знаю, действительно ли это бум или просто мыльный пузырь, и еще несколько лет мы не будем этого знать», — считает Рубинштейн, оценивая нынешний всплеск интереса к кубинскому искусству.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+