18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Леонид Михельсон разделил с Дарьей Жуковой бремя влиятельности

Вослед ежегодному рейтингу Power 100 журнала ArtReview портал artnet представил собственную версию списка 100 наиболее влиятельных персон в мире современного искусства. В него попала не только Дарья Жукова, но и Леонид Михельсон.

В отличие от Power 100, список artnet никак не ранжирован, участники в нем располагаются просто в алфавитном порядке — начиная нью-йоркским девелопером с немецкими корнями Эби Розеном (A) и заканчивая лондонским архитектором иракского происхождения Захой Хадид (Z), так что оценивать расстановку сил внутри интернационального сообщества можно только количественно: столько-то галеристов, столько-то кураторов, столько-то музейщиков и так далее.

Топ-100 начал публиковаться на сайте, тремя порциями, ровно накануне ярмарочных вернисажей в Майами-Бич — неудивительно, что свежеиспеченный матрикул оказался щедро наполнен именами коллекционеров и меценатов, то есть потенциальных покупателей и спонсоров различных сопровождающих ярмарки мероприятий (вроде вышеупомянутого Эби Розена, традиционно дающего в эти ярмарочные дни самый-самый ужин для самых-самых гостей), тогда как в рейтинге ArtReview первый коллекционер обнаруживался на рубеже третьей десятки.

Примерно к этому же разряду, по-видимому, нужно отнести и директоров динамично развивающихся (иными словами, активно покупающих) музеев. Почему, наверное, и был обойден вниманием экспертов artnet такой завсегдатай первой десятки Power 100 на протяжении всего времени существования этого рейтинга, как директор Тейт Николас Серота — ну что с него взять? Зато попал в список пригла… пардон, влиятельных президент Центра Помпиду Серж Лавинь, без упоминания директора музея Бернара Блистена. Пусть никакого отношения к миру искусства новый президент до сих пор не имел, зато назначение прошлой весной на музейный пост опытнейшего политика и госчиновника вызвало немало соображений насчет грядущей экспансии Центра Помпиду и тому подобных пересудов.

Примерно как и в сопоставимом рейтинге, у artnet оказались представлены художники (20 против 25 у ArtReview; совпадение по именам — более 2/3: Ай Вэйвэй, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Марина Абрамович, Джефф Кунс, Яёи Кусама и пр.), галеристы (25 против 27) и кураторы (12 против 14). Среди этих последних, помимо непременных нынче Массимилиано Джони, Оквуи Энвезора, Катрин Христов-Бакарджиев, Адама Шимчика и Ханса Ульриха Обриста, в список artnet попал и куратор прошлогодней Manifesta, проходившей в Петербурге, Каспер Кёниг, теперь назначенный художественным руководителем следующего чемпионата мира по скульптуре, Skulptur Projekte в Мюнстере в 2017 году. Российское представительство у artnet вообще вышло побогаче, чем у ArtReview (нетрудно посчитать — вдвое): к владелице «Гаража» Даше Жуковой, фигурирующей в Power 100 на 97-м месте, artnet добавил президента фонда «Виктория — искусство быть современным» Леонида Михельсона (охарактеризовав его, правда, прежде всего почему-то как «art dealer»).

Где оба рейтинга отличаются заметно, так это в оценке влиятельности аукционистов: в топ-100 artnet их аж 9, включая назначенного весной президентом Sotheby’s Тэда Смита, который, может, ничем особо отметиться и не успел, но опять-таки «шуму было много», объясняет портал; а вот в Power 100 аукционистов — 0.

Оба рейтинга отметили ярмарку Frieze: ArtReview — в лице ее основателей Мэтью Слотовера и Аманды Шарп (49-е место), artnet — в лице нового директора Виктории Сиддэлл, только-только приступившей к своим обязанностям этой осенью, но уже вошедшей в сотню самых-самых. Что касается ярмарок, то Power 100, правда, еще выше оценил деятельность директора Art Basel Марка Шпиглера (25-е место), в то время как artnet не стал упоминать его совсем: и так понятно, что топ-100 публикуется специально к ярмаркам в Майами-Бич, что именно Art Basel там главное событие и что именно ради него вот это вот всё — так давайте же будем объективными, ну или хотя бы постараемся произвести такое впечатление.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+