Вослед ежегодному рейтингу Power 100 журнала ArtReview портал artnet представил собственную версию списка 100 наиболее влиятельных персон в мире современного искусства. В него попала не только Дарья Жукова, но и Леонид Михельсон.
В отличие от Power 100, список artnet никак не ранжирован, участники в нем располагаются просто в алфавитном порядке — начиная нью-йоркским девелопером с немецкими корнями Эби Розеном (A) и заканчивая лондонским архитектором иракского происхождения Захой Хадид (Z), так что оценивать расстановку сил внутри интернационального сообщества можно только количественно: столько-то галеристов, столько-то кураторов, столько-то музейщиков и так далее.
Топ-100 начал публиковаться на сайте, тремя порциями, ровно накануне ярмарочных вернисажей в Майами-Бич — неудивительно, что свежеиспеченный матрикул оказался щедро наполнен именами коллекционеров и меценатов, то есть потенциальных покупателей и спонсоров различных сопровождающих ярмарки мероприятий (вроде вышеупомянутого Эби Розена, традиционно дающего в эти ярмарочные дни самый-самый ужин для самых-самых гостей), тогда как в рейтинге ArtReview первый коллекционер обнаруживался на рубеже третьей десятки.
Примерно к этому же разряду, по-видимому, нужно отнести и директоров динамично развивающихся (иными словами, активно покупающих) музеев. Почему, наверное, и был обойден вниманием экспертов artnet такой завсегдатай первой десятки Power 100 на протяжении всего времени существования этого рейтинга, как директор Тейт Николас Серота — ну что с него взять? Зато попал в список пригла… пардон, влиятельных президент Центра Помпиду Серж Лавинь, без упоминания директора музея Бернара Блистена. Пусть никакого отношения к миру искусства новый президент до сих пор не имел, зато назначение прошлой весной на музейный пост опытнейшего политика и госчиновника вызвало немало соображений насчет грядущей экспансии Центра Помпиду и тому подобных пересудов.
Примерно как и в сопоставимом рейтинге, у artnet оказались представлены художники (20 против 25 у ArtReview; совпадение по именам — более 2/3: Ай Вэйвэй, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Марина Абрамович, Джефф Кунс, Яёи Кусама и пр.), галеристы (25 против 27) и кураторы (12 против 14). Среди этих последних, помимо непременных нынче Массимилиано Джони, Оквуи Энвезора, Катрин Христов-Бакарджиев, Адама Шимчика и Ханса Ульриха Обриста, в список artnet попал и куратор прошлогодней Manifesta, проходившей в Петербурге, Каспер Кёниг, теперь назначенный художественным руководителем следующего чемпионата мира по скульптуре, Skulptur Projekte в Мюнстере в 2017 году. Российское представительство у artnet вообще вышло побогаче, чем у ArtReview (нетрудно посчитать — вдвое): к владелице «Гаража» Даше Жуковой, фигурирующей в Power 100 на 97-м месте, artnet добавил президента фонда «Виктория — искусство быть современным» Леонида Михельсона (охарактеризовав его, правда, прежде всего почему-то как «art dealer»).
Где оба рейтинга отличаются заметно, так это в оценке влиятельности аукционистов: в топ-100 artnet их аж 9, включая назначенного весной президентом Sotheby’s Тэда Смита, который, может, ничем особо отметиться и не успел, но опять-таки «шуму было много», объясняет портал; а вот в Power 100 аукционистов — 0.
Оба рейтинга отметили ярмарку Frieze: ArtReview — в лице ее основателей Мэтью Слотовера и Аманды Шарп (49-е место), artnet — в лице нового директора Виктории Сиддэлл, только-только приступившей к своим обязанностям этой осенью, но уже вошедшей в сотню самых-самых. Что касается ярмарок, то Power 100, правда, еще выше оценил деятельность директора Art Basel Марка Шпиглера (25-е место), в то время как artnet не стал упоминать его совсем: и так понятно, что топ-100 публикуется специально к ярмаркам в Майами-Бич, что именно Art Basel там главное событие и что именно ради него вот это вот всё — так давайте же будем объективными, ну или хотя бы постараемся произвести такое впечатление.