18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Между линией партии и нонконформизмом

На выставке «Другой ЛОСХ», открывшейся в Молодежном центре Эрмитажа 4 декабря, показаны произведения из двух частных коллекций — Николая Кононихина и Анны и Леонида Франц. Может быть, для части аудитории Молодежного центра уже необходимо не только расшифровывать аббревиатуру ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников), но и подробно объяснять, чем являлась эта организация, но на вернисаж собрались преимущественно те, кому такие пояснения не требуются.

Интерес собирателей ограничен вынесенными в подзаголовок 1960–1980-ми годами. Тогда внутри Союза художников сложились не только неформальные группы, как круг учеников и последователей Павла Кондратьева, но и совместно действовавшие объединения — самым известным стала «Группа одиннадцати» с участием Завена Аршакуни, Валерия Ватенина и Виталия Тюленева. В завершающие советские десятилетия, когда лозунг «Наша цель — коммунизм» сменился призывами к построению развитого социализма, который постоянно удалялся, подобно линии горизонта, внутри официальных творческих организаций находилось достаточное количество ниш — ими и воспользовались художники, не готовые вступить на путь нонконформизма.

Именно такой нишей была секция графики ЛОСХ и основанная при ней в 1933 году литографская мастерская, где работали показанные на выставке Борис Ермолаев, Анатолий Каплан, Герта Неменова, прежде входившие в известные ленинградские художественные объединения «Круг художников» или «Четыре искусства». К графической секции принадлежали и ученик Павла Филонова Павел Кондратьев, и создавший собственную теорию «чашекупольного пространства» ученик Казимира Малевича Владимир Стерлигов. Вокруг них сложились полноценные школы, и влияние этих художников было так велико, что распространяется по сей день. В двух представленных коллекциях много живописных работ, отмеченных влиянием Александра Осмеркина: в 1932–1947 годах в Академии художеств из его мастерской вышли Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Евгения Байкова, чьи произведения также есть на выставке.

На этикетках под фамилией автора и в каталоге выставки обязательно указано, с какого года художник состоял в ЛОСХе, однако нужно иметь в виду различия между 1934 годом, когда в новый союз входили недавние члены расформированных творческих организаций, послевоенным 1947-м в контексте ленинградских репрессивных кампаний и оттепельным началом 1960-х. В целом экспозиция складывается в один из интереснейших эпизодов русского искусства прошлого века, который еще должен быть написан — как с точки зрения социологической и экономической критики искусства, так и с позиций формального искусствознания. Пока что работы этих художников, присутствующие равно в частных коллекциях и государственных музеях, выглядят и воспринимаются отдельно — как друг от друга, так и от большого политического контекста недавней русской истории.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+